"Алло, Вас слушают..."
В связи с негативной практикой навязывания гражданам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых, в частности при заключении договоров ОСАГО или банковских услуг, Банком России утверждено 20.11.2015 Указание № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования».
Данное Указание вступило в силу 2 марта 2016 года и предусматривает обязанность страховщиков привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам добровольного страхования в соответствии с требованиями указания в течение 90 дней со дня вступления его в силу, то есть до 31.05.2016 г. Таким образом, действие этого нормативного акта не распространяется на ранее заключенные договоры.
В чем же суть принятого указания? Как известно, в случае незаконного отказа страховщика в заключении договора ОСАГО либо навязывания дополнительных услуг страхователь вправе защищать свои интересы в судебном либо административном порядке, однако это может занять значительный период времени и на практике оказывается затруднительным в связи с недостаточностью доказательств.
Указание же обязывает страховщиков при осуществлении ряда видов добровольного страхования предусматривать так называемый «период охлаждения» - срок, в течение которого страхователь вправе отказаться от договора страхования, и при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая, получить обратно часть, а при определенных условиях - всю уплаченную страховую премию. Продолжительность периода охлаждения должна составлять не менее пяти рабочих дней с даты заключения договора страхования. Возврат страховой премии (ее части) осуществляется не позднее десяти рабочих дней с даты получения страховщиком письменного заявления страхователя об отказе от договора.
Иными словами, в случае вынужденного заключения гражданами договоров страхования жизни, страхования от несчастных случаев и болезней, страхования имущества и иных, относящихся к категории «добровольных», за рядом исключений, гражданин в течение пяти рабочих дней с момента заключения, если он не заинтересован в таком договоре, вправе обратиться к страховщику с письменным заявлением об отказе от договора.
Договор добровольного страхования считается прекратившим свое действие с даты получения страховщиком письменного заявления страхователя об отказе от договора.
Подробные правила отказа от договоров страхования в «период охлаждения» могут быть прописаны на официальных сайтах страховых компаний.
ОТКАЗ ИЛИ НАВЯЗЫВАНИЕ УСЛУГ В ОСАГО
В связи с возникающими вопросами о правомерности действий страховщиков при заключении договоров ОСАГО возникла необходимость в разъяснениях. Согласно положениям действующего законодательства отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор страхования не допускается, как и навязывание дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования.
В случае, если страховая организация уклоняется от его заключения, лицо, намеренное заключить договор ОСАГО, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
С 01.08.2014 вступила в силу статья 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена ответственность должностных лиц за необоснованный отказ страховщика от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования. Статьей 23.74 КоАП РФ Банк России уполномочен рассматривать данную категорию дел.
При этом Центральный Банк России на официальном сайте в сети Интернет http://www.cbr.ru/ указывает на то, что при отсутствии доказательств нарушения страховой организацией страхового законодательства принятие к такой страховой организации мер Банком России не представляется возможным, в связи с чем рекомендует приведенный ниже порядок действия для лица, чьи права нарушены, по сбору доказательств.
Рекомендованный Центральным Банком России порядок действий размещен на официальном сайте в сети Интернет http://www.cbr.ru/:
В случае если Вы считаете, что страховая организация неправомерно уклоняется или отказала в заключении договора ОСАГО, вам необходимо получить подтверждение данного факта. Заявление (оферта) о заключении договора страхования по установленной форме может быть направлено посредством ФГУП «Почта России» на почтовый адрес страховой организации с уведомлением о вручении, что позволит доказать факт его получения. Также отказ в заключении договора ОСАГО может быть зафиксирован иными законными способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, свидетелей, позволяющих сделать вывод о факте правонарушения (включая информацию о том, где, при каких обстоятельствах и с какой целью производилась запись; электронную дату фиксации нарушения).
При наличии доказательств нарушения страхового законодательства вы вправе направить жалобу на действия страховщика и имеющиеся доказательства в Банк России.
В. КАЗЕЛЬСКАЯ,
старший помощник прокурора района, младший советник юстиции.