МЫ
В СОЦСЕТЯХ |            

Нам пишут

Прошедший учебный год стал для коллектива детского сада ст. Плавица особенно волнующим и ответственным. Во-первых, мы приступили к реализации федеральных государственных требований (ФГТ) в практику дошкольного образовательного учреждения. Во-вторых, наше учреждение летом 2011 года поменяло статус и стало автономным муниципальным учреждением.
Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования – это нормативный документ, обязательный для исполнения всеми дошкольными учреждениями независимо от вида и типа. Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Специфика дошкольного возраста в том, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. В детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и другие. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Введение ФГТ означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и воспитании, и в обучении, и в развитии.
Вступая в переходный период, который переживает вся система дошкольного образования, наш педагогический коллектив позитивно воспринимает новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГТ. Конечно, пока нам не хватает опыта. Кроме того, мы ждем образовательные программы, подготовленные авторами в соответствии с требованиями ФГТ. Пока они еще проходят экспертизу на федеральном уровне, но и мы со своей стороны проводим планомерную и систематическую работу. Уже изучена нормативно-правовая база, разработан и утвержден план действий перехода к ФГТ, регулярно проходят различные методические мероприятия, направленные на помощь педагогам. В апреле 2012 года на базе нашего учреждения прошел районный семинар на тему «Введение ФГТ в работу детского сада». В нем приняли участие заведующие, воспитатели из всех детских садов района, методист по дошкольному воспитанию О.А. Пчельникова, ведущий специалист отдела образования Е.М. Злобина. Участники семинара обсудили проблемы, возникшие при переходе на новый уровень дошкольного образования, смогли высказать свои точки зрения на происходящие нововведения, поделились опытом работы. Кроме того, этим летом в Липецком институте развития образования пройдут курсы повышения квалификации воспитателей детских садов по теме «Проблемы современного дошкольного образования в условиях перехода к ФГТ». 10 педагогов нашего детского сада смогут повысить свой профессиональный уровень.
В июне 2011 года по решению коллектива и на основании постановления главы района наше дошкольное учреждение стало автономным, первым в районе. Быть первым всегда трудно, тем более когда речь идет о кардинальных переменах модели управления и хозяйствования. Сегодня многие родители против автономии ДОУ. Они думают, что финансирование детского сада полностью ляжет на их плечи, но это не так. Им не стоит опасаться такого преобразования, поскольку интересы их детей в получении бесплатного дошкольного образования не ущемляются. Автономия увеличивает хозяйственные полномочия детских садов. К базовому дошкольному образованию в прошедшем учебном году мы предложили еще три платные образовательные услуги: английский язык, занятия с логопедом, физкультурно-оздоровительная секция. 86 из 189 воспитанников нашего сада воспользовались этими дополнительными услугами. Причем, чем именно будет заниматься ребенок, решают его родители. В планах у нас стоит дальнейшее развитие платных дополнительных услуг на основании опроса родителей.
Сегодня автономное ДОУ может самостоятельно решать, куда именно потратить полученные средства. Это дает детскому саду возможность для существования и дальнейшего развития. Однако всех денег сразу не заработаешь, да и текущих проблем никто не отменял, а воспитанникам нужны новая мебель, игрушки и много другого. Судить о головокружительных успехах нашей «автономки» пока не приходится. Необходимо хотя бы три года поработать, и тогда о преимуществах и недостатках автономии можно будет рассуждать предметно.
Подводя итоги вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что если нам удастся обновить дошкольное образование в соответствии с ФГТ, то в школу придут другие дети, которые будут абсолютно готовы к обучению по новым стандартам.
Н. БАХТИНА,
заведующая МАДОУ детский сад ст. Плавица.

РЕКЛАМА ЯНДЕКС 2023