Истоки
28 ноября 1917 года в селе Добринка Талицкой волости Усманского уезда Тамбовской губернии собрался уездный крестьянский съезд, на котором были делегаты от 22 волостей. Они единогласно приняли резолюцию, которая осуждала захват власти большевиками, не признали уездный совет во главе с большевиком Н. Н. Исполатовым. 110 делегатов приняли резолюцию о привлечении Исполатова к суду за разгон 21 ноября уездного крестьянского съезда в Усмани, за бездействие и потворство царивших в уезде погромов и расхищений имущества, растрату председателем совета казенных земских средств. Делегаты в этот день единогласно избрали кандидатом в комиссары Усманского уезда эсера Ф. Д. Сорокина.
Избранный на съезде в Добринке Ф. Д. Сорокин в качестве комиссара Усманского уезда был личностью неординарной и колоритной. Родился Федор Данилович в 1886 году в селе Борисовка Усманского уезда Тамбовской губернии (ныне Мордовский район Тамбовской области – Авт.). Происходил из крестьянской семьи. Получил образование в церковно-приходской школе, помогал отцу в хозяйстве. В 1905 году молодого юношу призвали на службу. Служил на Балтийском флоте. Среди матросов усиленно вели пропаганду не только большевики, но и эсеры. Они были уважаемы среди моряков, попавших на службу из сельской местности. Молодой матрос Сорокин примкнул к этой партии.
Известно, что эсеры во главе с Борисом Савинковым в это время готовили террористический акт против царя Николая Второго на Балтике и имели много сторонников среди матросов. В партию эсеров Федор Данилович вступил в 1909 году.
В годы Первой мировой войны он сражался с немцами на Балтике. Вернувшись в родные места, в ноябре 1917 года он начал по заданию губернского комитета социалистов-революционеров (эсеров) вести пропаганду среди крестьян. Идея «социализации земли» быстро нашла отклик в крестьянских сердцах. Пламенный агитатор и трибун, крестьянский сын быстро завоевал авторитет. 28 ноября 1917 года в Добринке его избрали не только уездным комиссаром, но и председателем крестьянского совета. Но на стороне большевика Исполатова была военная сила: полк и красная гвардия из рабочих.
Из Добринки новоизбранный совет перебрался в волостное Мордово, ибо Исполатов направил отряд красногвардейцев для разгона делегатов и ареста депутатов совета. Но и в Мордово Исполатов не оставил своих врагов в покое. В декабре часть депутатов во главе с Сорокиным была арестована и заточена в Усманскую уездную тюрьму. После освобождения в начале 1918 года (эсеры с ноября 1917 по начало июля 1918 года вошли в состав первого советского правительства – Совнаркома и ВЧК – Авт.). Федор Данилович перебрался в губернский Воронеж, где работал в местной организации эсеров. Опасаясь нового ареста, в июне 1918 года он тайно перешел линию фронта и прибыл в Самару. Здесь функционировал комитет членов Учредительного собрания (КОМУЧ – Авт.). Федор Данилович активно включился в работу. Его часто можно было увидеть на митингах рабочих Ижевска и Хвалынска. Но к власти в результате переворота пришел адмирал Колчак. Многие члены МОМУЧа были арестованы. Сорокин чудом избежал ареста. Он перебрался во Владивосток, а оттуда морским путем прибыл на Кавказ. Здесь он вошел в состав «Комитета освобождения Черноморья», который всеми силами стремился сохранить так называемую «крестьянскую республику», выступая как против белых, так и против красных. Но большевики пришли на Кавказ. В 1920 году последовал очередной арест. Сорокина отправили в Москву в ВЧК. После непродолжительного пребывания в заключении он устроился на работу в Главтабак, участвовал в подпольной работе эсеров. В 1921 году его вновь арестовали. Но ему каким-то чудом удалось бежать. На свободе Сорокин был недолго. Последовал очередной арест. Суд приговорил его к трем годам тюрьмы. В 1925 году Федора Даниловича отправили в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Находясь в там, он объявил голодовку. А затем в знак протеста пошел на крайнюю меру: он решил совершить самоубийство. Но и это особо не испугало чекистов. В 1929 году Федора Даниловича сослали в Среднюю Азию. Наступил страшный 1937 год. В одну из ночей за ним пришли чекисты. Обвинение было трафаретным для того времени: связь с эсеровским подпольем, подготовка террористических актов. Судила его военная коллегия Верховного Суда СССР. И приговор был страшен – расстрел. Но приговор почему-то оттягивали на целые годы.
Уже шла Великая Отечественная война. Немцы рвались в Москву, захватили Белоруссию, часть Украины. И тут «вспомнили» о смертниках. 30 июля 1941 года в одной из тюрем раздались выстрелы. Так прервалась жизнь Сорокина.
Реабилитировали Федора Даниловича в 1991 году. А прожил он неполные 55 лет.