Понемногу обо всем
Проблемы информационно-коммуникативной деятельности рекламных организаций и СМИ в современных условиях обсуждены на семинаре, который был проведен в администрации Липецкой области 19 июня по инициативе Общественной палаты области и управления по делам печати, телерадиовещания и связи. В нем участвовали представители органов власти, печатных и электронных федеральных, региональных и муниципальных средств массовой информации и рекламных агентств.
Начальник управления Д. М. Белокопытов и председатель Общественной палаты Липецкой области В. П. Кисенко, открывая семинар, сошлись во мнении, что в современных условиях реклама, как показывает практика, оказывает и положительное, и отрицательное воздействие на духовную среду общества. С одной стороны, без рекламы невозможно обойтись ни малому бизнесу, ни торговым организациям, ни компаниям, оказывающим всевозможные услуги населению. С другой, нынешней рекламе свойственно некое деструктивное начало в отношении историко-культурного и духовного наследия, сохранения русского языка, воспитания морали и нравственности. Не случайно, что Общественная палата Липецкой области обеспокоена состоянием рекламно-информационной среды и влиянием рекламы на молодое поколение. Поэтому на семинар пригласили людей неравнодушных к данной проблеме. Руководитель комиссии по культуре и сохранению историко-культурного и духовного наследия Общественной палаты области Н. Ю. Томилина, к примеру, сделала обзор рекламных щитов и баннеров, которыми увешан город Липецк, и высказала особое беспокойство по поводу многочисленных фактов, когда реклама, скажем, пива, размещена рядом с рекламой детских товаров. Как заведующая кафедрой культуры и начальник отдела PR ЛГТУ она считает, что огромные рекламные щиты «Мир пива», «Пивной рай» и тому подобные говорят о навязывании потребителю новых жизненных приоритетов.
С интересным докладом выступила Г. Ю. Арапова, ведущий юрист регионального фонда «Центр защиты прав СМИ». Она рассказала о правовых аспектах этических вопросов в практике рекламы и СМИ. По ее словам, сегодня реклама как бы бросает вызов общественности, порой откровенно переступая грань нравственности, этических норм. В качестве примера она привела один из используемых рекламных слоганов - «Жадность - это круто!». Речь шла также о недопустимости использования в рекламе бранных слов, оскорбительных выражений, порочащих честь и достоинство и т. д. Начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Липецкого управления антимонопольной службы России Р. Б. Маргиев привел пример радиорекламы, в которой на фоне блеющего стада предлагались услуги по обучению вождения. Назывались и демонстрировались на слайдах, специально отобранных к семинару, другие рекламные «ляпы».
Есть нужда говорить и о том, что под воздействием рекламы стал сильно меняться русский язык. И не всегда в сторону здравого смысла. «Запепсуй мегахит!» - такой рекламный слоган в качестве иллюстрации к обсуждаемой проблеме привел заведующий кафедрой общего языкознания Воронежского университета И. А. Стернин. Если перевести на нормальный язык, это означает: послушав мегахит, выпей «Пепси»! Подобных творческих «находок» у рекламных агентств находится немало. Профессор, доктор философских наук, он посетовал, что пока в законодательстве о государственном языке нет четких критериев правильного употребления языковых норм. Потому вспомнил А. С. Пушкина, который, по его словам, говорил об уместности и целесообразности употребления слова в зависимости от ситуации. А в целом И. А. Стернин считает, что у каждой рекламы должен быть свой, конкретный адресат.
С. ВЕРЗИЛИН.