МЫ
В СОЦСЕТЯХ |            

Первая полоса

 

По собственному опыту знаю, как нелегко писать о ветеранах Афганской войны. И не потому, что нечего сказать об этих людях. Причина в другом: они сами неохотно раскрывают перед журналистом свою душу, предпочитая глубоко в себе держать и заново переживать события для самых молодых из них – 25-летней, а для тех, кто постарше, – 30-35-летней давности. Скромность, сдержанность, нежелание выпячивать себя и свои боевые заслуги для получения каких-то материальных благ – эти качества присущи, пожалуй, всем воинам-афганцам. Кстати, и это факт, не всегда в трудовых коллективах знают, что кто-то из их коллег прошел в свое время через Афганскую войну. А ведь каждый из них заслуживает нашего глубокого уважения хотя бы потому, что с достоинством и честью, порой ценой своего здоровья и даже жизни, выполнял приказ Родины, представляя интересы страны за пределами ее территории.

Геннадий Перов работает у нас в редакции водителем. О том, что он когда-то выполнял интернациональный долг в Афганистане, имеет медаль «За боевые заслуги», мы тоже, признаться, узнали не сразу…

Паренек из деревушки с названием Новая Деревня Верхнематренского сельского Совета к своим восемнадцати годам мало что видел в жизни. Учился в школе, летом работал с отцом на комбайне, когда спрос с подростка был такой же, как со взрослого, помогал родителям по хозяйству. Проказничал и озорничал, как и другие сверстники. Будущее виделось светлым и безоблачным. Первое серьезное представление о жизни получил, пожалуй, когда в деревню вернулся из армии односельчанин Виктор Матыцин. Не на своих ногах, а в инвалидной коляске. Из Афганистана. Гена и другие мальчишки сердцем почувствовали состояние Виктора. Смотрели на него с уважением, помогали как могли. Сами бежали на речку и его брали с собой. Раскрыв рты, слушали скупые рассказы ветерана о неизвестной и далекой им войне.

А несколько лет спустя Геннадию довелось лично увидеть то, о чем так не любил вспоминать его старший друг.

Служба в армии их, сельских ребят, отцы и старшие братья которых в свое время также отдавали воинский долг Родине, закаленных морально и физически, никогда не пугала. Наоборот, проводы в армию были торжественным событием, праздником не только для семьи новобранца, но и всех односельчан. Добрые напутствия, пожелания служить честно, не прятаться за спины товарищей – все это было от чистого сердца, от души.

Шел 1987 год. До распада Советского Союза оставалось еще несколько лет. А пока все огромное пространство, занимаемое великой страной, каждый из нас искренне считал своей Родиной, где бы он ни находился: у себя в родной деревне или в далеком туркменском городке. Именно здесь провел Геннадий 6 месяцев в учебке, заполненных непрерывными занятиями, физической подготовкой. От них не скрывали, что впереди – Афганистан. Наш земляк до сих пор с благодарностью вспоминает замкомвзвода сержанта Олега Еськова, который «выжимал из них все соки», готовя молодых солдат к службе на территории чужой, незнакомой им страны со словами: «Терпите, ребята, зато потом легче будет…» Возможно, это «позже» спасло многим из них жизни.

Родители Геннадия не сразу узнали, что сын служит в Афганистане. На конверте в графе обратного адреса стоял лишь номер полевой почты. А в письмах сына – сообщения, что у него все хорошо, служба идет своим чередом, да вопросы о доме.

Воинская часть, где служил Перов, находилась на севере Афганистана в городе Пули-Хумри – центре провинции Баглан. Их трубопроводная бригада обеспечивала горючим советскую военную технику. За скупыми ответами ветерана представляется настоящая картина тех событий: диверсии душманов, после которых приходилось восстанавливать трубопровод, пожары на трассе, вооруженные столкновения с боевиками и самое страшное – гибель товарищей. Служба была не из легких (вот когда вспомнились слова сержанта). Бескрайняя долина, кругом лишь камни, песок, глина. Жара под 50 градусов. На тебе бронежилет, автомат, запасные магазины с патронами. В таком вот снаряжении, подвергаясь опасности быть обстрелянными в любую минуту, советские солдаты выполняли свои служебные обязанности. Здесь, как нигде больше, ценилось надежное плечо товарища, помощь и взаимовыручка.

По словам Геннадия, в их части были представители многих национальностей тогдашнего Советского Союза: латыши, татары, узбеки, таджики, русские, удмурты – всех и не перечислить. Но никому из них и в голову не могло прийти делить людей по национальному признаку. Вот где проявился настоящий интернационализм, которым так гордилась в свое время наша страна. Армейская дружба остается на всю жизнь. Геннадий помнит всех своих сослуживцев, с радостью встретился бы с ними сейчас. Но, к сожалению, жизнь разбросала их в разные стороны. Большинство боевых друзей стали для него иностранцами. Но бывший афганец уверен: они так же, как и он, помнят тот долгожданный для них день 14 февраля, когда их колонна в числе последних переезжала тот знаменитый мост в Термезе – границу Афганистана и СССР. Официально последним днем вывода советских войск из Афганистана стало 15 февраля, тот исторический момент запечатлели сотни фотоаппаратов и кинокамер. Но для Г. Перова памятна именно дата 14 февраля 1989 года, когда для него закончилась та война. И, хотя до демобилизации ему оставалось служить еще 9 долгих месяцев, наш земляк понимал: позади остались дни и месяцы, которые навсегда изменили его восприятие жизни, заставили понять, что в ней главное, а что второстепенное, помогли узнать настоящую цену дружбы, верности, стойкости – тех качеств, которые делают мужчину мужчиной.

О. ФРОЛОВА.

 

РЕКЛАМА ЯНДЕКС 2023

Последние комментарии