МОЙ САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ОРДЕН
Однажды в мой музей поделок приехали несколько школьников. Осмотрев все экспонаты (а их у меня уже более двухсот), они попросили меня сфотографироваться с ними на память. Для этого мне, конечно, пришлось надеть парадный костюм, на котором висели три ордена.
- Дедушка Вася, а какой у тебя самый «большой» орден? – спросил один мальчик, на что я ответил, что это орден Ленина. Мальчик стал спрашивать, у скольких людей есть такой же, но ответа сразу я ему дать не смог, пообещав, что выясню и обязательно об этом расскажу. Вот теперь я и выполняю то самое обещание.
Вместе с директором школьного музея в Верхней Матренке Раисой Васильевной Калининой нам потребовалось больше полугода, чтобы выяснить, сколько человек имеют в поселении такую награду, а также отыскать фотографии каждого. Таких человек у нас оказалось семь, из которых один является Героем Советского Союза, а еще один – Героем Соцтруда.
Для школьного музея я решил изготовить красочно оформленное панно в форме овала, где в центре помещены фотографии Героев, в верхней части – пять кавалеров ордена Ленина, а чуть ниже я добавил фото четырех наших земляков, имеющих звание заслуженного учителя России. Этому панно я дал название «Доска памяти, гордости, почета». Теперь и тот любопытный мальчик, и другие ребята будут знать своих земляков, прославивших себя трудом и вписавших свои имена в историю. А ведь мы уже и есть история, так как в живых из одиннадцати запечатленных на панно человек осталось только трое.
Сколько всего кавалеров ордена Ленина насчитывается в нашем районе, вопрос, конечно, трудный. Покойный ныне Виктор Ефимович Булыкин как-то обещал мне помочь выяснить это, но не успел. Больше помочь в этом мне никто не смог.
Я был последним в районе, кого наградили орденом Ленина. Было это 24 августа 1990 года. Прикреплял орден на костюм мне бывший тогда первым секретарем обкома Виктор Васильевич Донских. Но ведь были же и первые награжденные, а кто они, я, к сожалению, не знал. Мне известно, что орденом Ленина награждали всех Героев Советского Союза и Героев Соцтруда, орден получили в свое время совхоз Петровский и колхоз им. Ильича, а также Липецкая область, которая в 2014 году отметит свое 60-летие.
Имена ныне живущих в Добринском районе кавалеров ордена Ленина я все же узнал. Их осталось четверо. Это, собственно, я, а также В.П. Колесников из Верхней Матренки, Мария Алексеевна Кузнецова из Средней Матренки и Николай Андреевич Кунов из Ольховки.
Не могу я не помянуть и тех кавалеров ордена Ленина, с кем я лично был знаком, но кого уже нет в живых. Это мои земляки В.С. Путилин (Герой Советского Союза), А.Ф. Астанков (Герой Социалистического Труда), А.М. Перов, И.П. Макеев, мои коллеги по работе знаменитые братья Синячкины и многие другие, каждый из которых заслуживает того, чтобы о них помнили подрастающие поколения.
В. РЯЗАНЦЕВ, почетный гражданин Добринского района, д. Малая Матренка.
***
ГОРЬКАЯ УЧАСТЬ СЕРГЕЯ ФИЛИППОВИЧА
Вот ведь как порой бывает. Просматривал недавно свой журналистский архив, заново перелистал тетрадку с воспоминаниями земляка-чуевца из г. Воронежа Н.И. Логунова, присланную лет 35 тому назад. Есть в этих записях и эпизоды жизни местного крестьянства двадцатых-тридцатых годов прошлого века, упоминаются наиболее яркие личности.
«Люди в Чуевке были мастеровые, трудолюбивые, добросовестные и готовые помочь друг другу в беде, в преодолении трудностей, - писал Николай Иванович. – Но в начале тридцатых годов самых работящих из них раскулачили».
В своем рассказе в числе других Логунов упомянул Сергея Филипповича, фамилию которого, к сожалению, запамятовал. Был этот человек настоящим умельцем. Своими силами соорудил крайне необходимую в крестьянском хозяйстве крупорушку (пшенная каша была тогда одним из главных продуктов питания). Просо на переработку везли со всей округи. Крупорушка не простаивала ни днем, ни ночью, обслуживаемая самим Сергеем Филипповичем и его сыновьями.
Механизм действовал от конного привода. Логуновы имели двух лошадей. А когда тот или иной однолошадный крестьянин привозил просо, Сергей Филиппович вместе с его лошадью впрягал в крупорушку своих. Цену брал умеренную.
Дело спорилось. И все же случалось, особенно в холодное время года, не управлялись в срок. Тогда Сергей Филиппович предлагал приезжим свой кров. Те располагались по всему дому, а многочисленная семья хозяина ютилась в горнице.
Обедали Логуновы и их клиенты за общим столом, а в холода, кроме того, всех приезжих приглашали погреться у самовара.
… Нынешним летом я получил письмо опять же из города Воронежа, но от другого земляка с одинаковой фамилией – Логунов. Оказалось, что Вениамин Васильевич знал того самого Сергея Филипповича и помнит его фамилию – Логунов, по-уличному Пронин. Замечу, что Логуновы – одна из коренных и широко распространенных в Чуевке фамилий; многие ее представители состоят в дальнем родстве. ( Прим. В.В.)
Вениамин Васильевич подтвердил, что Сергей Филиппович блестяще знал основы земледелия, умел обращаться с разнообразной техникой. Обладая навыками конструктора и золотыми руками (чем не Кулибин своего времени!), он немало сделал по усовершенствованию сельхозорудий.
Был этот человек всеми уважаем. Его даже избрали председателем одного из местных колхозов (в Чуевке их было два: «Новый быт» и «Труженик»). Ездил председатель на дрожках, летом ходил в валенках (видимо, из-за болезни ног).
И вот в одночасье Логуновы лишились всего былого благополучия. Без лишних церемоний их огромную семью сослали на Соловки – чуть ли ни в чем мать родила.
В своих воспоминаниях Николай Иванович утверждал, что лет через 10-15 Сергей Филиппович приезжал в Чуевку, встретился с близкими ему людьми, осторожно, с опаской рассказывал о том, что все его усилия на Соловках были направлены на спасение семьи. Общими усилиями построили себе жилище, мерзли, голодали… Но все же выжили.
В. ВОЛОКИТИН.
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Хотелось бы узнать, как сложилась судьба детей, внуков и правнуков Сергея Филипповича.
***
ДЕЛО БЫЛО СФАБРИКОВАНО
1937-1938 годы – черная полоса в истории нашей страны. Она была отмечена массовыми репрессиями. В большинстве своем пострадали ни в чем не повинные люди. Лишь спустя десятилетия они были реабилитированы, нередко посмертно.
Вспомнить о них – наш долг.
В июле-августе 1937 года Добринским райотделом НКВД были арестованы священник Космодемьянской церкви села Талицкий Чамлык Стрельников Петр Васильевич, ктитор и члены церковной двадцатки этой же церкви Максимова Любовь Михайловна, Быков Владимир Макарович, Быков Яков Никитич, Нархов Василий Федотович и священник Покровской церкви села Сафоново Покровский Александр Семенович.
Наши земляки обвинялись в принадлежности к контрреволюционной группе церковников-кулаков, ведении антисоветской агитации.
По показаниям свидетелей следователи установили, что 19 мая 1937 года на собрании группы обсуждался вопрос об усилении религиозной пропаганды среди односельчан и привлечении в церковь большего количества населения. Велись разговоры «о плохой жизни в колхозах, о том, что Советская власть, создавая колхозы, разоряет крестьянство».
В октябре 1936 года П.В. Стрельников инструктировал А.С. Покровского: «Война в Испании разрастается, а это уже не мятеж, а настоящая война. СССР придется воевать с Германией и Японией. В нашей стране голод растет, а раз человек голодный, то кто же будет защищать Советскую власть».
В июле 1937 года А.С. Покровский агитировал женщин-колхозниц с. Сафоново: «Вы помните, как я вам говорил – не засевайте такое большое количество сахарной свеклой, вот это и исполнилось. Сейчас в церковь будут ссыпать рожь, а осенью свеклой загрузят. Вам пользы от сахсвеклы нет никакой, только даром пропадает ваш труд, и вы через сахсвеклу будете сидеть без хлеба, умирая от голода».
Одна из свидетельниц, Литвинова, показала, что, зайдя в мае 1937 года в церковь села Талицкий Чамлык, увидела, что Максимова и другие женщины убирают храм. На ее вопрос: «Когда откроется служба?» - Максимова ответила: «Смотрите, сколько грязи, нечисти, это дело рук Советской власти. Они (советчики) все тут перекрутили. Советская власть нас старается задушить, но это вряд ли им удастся. Мы пока еще сильны. Вот закрыли храм, а мы сумели вновь отвоевать и открыли церковь».
14 мая 1937 года в сельсовете, обращаясь к секретарю райкома ВКП(б)и председателю Добринского райисполкома, Максимова заявила: «Вы, Советская власть и коммунисты, живите по-своему, а нам, верующим, не мешайте жить по-своему».
Обвиняемые, за исключением Покровского, виновными себя в причастности к контрреволюционной группе церковников не признали и отрицали проведение антисоветской агитации. П.В. Стрельников показал: «Виновным себя в контрреволюционной церковной группировке я не признаю, я как священник выполнял только религиозные обряды, антисоветской агитацией не занимался».
Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 19 октября 1937 года наши земляки были осуждены к 10 годам лишения свободы каждый.
В 1966 году по ходатайству сына осужденного Быкова Якова Никитича дело было пересмотрено.
Выяснилось, что никакой контрреволюционной группы церковников в селе Талицкий Чамлык не существовало. Следствие проведено необъективно, с грубым нарушением социалистической законности.
Обвиняемые, по показаниям свидетелей, не допрашивались, их взаимоотношения не проверялись, очные ставки, несмотря на очевидную необходимость в них, не проводились.
5 февраля 1966 года президиум Липецкого областного суда отменил несправедливый приговор, и священнослужители были полностью реабилитированы.
В. ПОЛЯКОВ, бывший директор облгосархива, ветеран труда.
***
НАГРАДЫ – ЮНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ
Двадцатая областная конференция туристско-краеведческого движения «Отечество» была посвящена 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. В ней принимали участие и юные исследователи из Добринского района.
Максим Дедяев из Талицкого Чамлыка на секции «Летопись родного края. История народного образования» представил на суд жюри своё исследование «Ярмарки Добринского района», в котором проследил становление и развитие ярмарочной торговли в нашем крае с середины 19-го до начала 20-го столетия. Судейская коллегия, в которую входили председатель Липецкого областного краеведческого общества А.Ю.Клоков, почётный архивист России В.Б.Поляков, высоко оценила работу Максима, написанную на основе архивных документов, и отдали ей второе место.
В секции «Литературное краеведение. Природное наследие» выступали Аня Овчарова (МБОУ СОШ №2 п. Добринка) и Елена Сигунова (МБОУ СОШ №1 ст. Хворостянка). Первая исследовательница посвятила свою работу поэту-земляку В.И.Сидорову, а Лена выступила с работой «Хворостянский период жизни и творчества поэта А.И.Беляева». Она и стала лауреатом, заняв третье место.
Учащаяся второй добринской школы Олеся Короткова в секции «Родословие. Земляки» посвятила свое исследование одному из старейших педагогов района, учителю истории Н.В. Башкину, а десятиклассница из лицея № 1 п. Добринка Яна Ганина, используя архивные документы, воспоминания старожилов, рассказала о жизненном пути первого председателя колхоза имени Ильича Г.К.Краснове. Работа Яны была удостоена второго места.
Семнадцать исследований было представлено в номинации «Военная история», посвященной Отечественной войне 1812 года. Работа Виктории Лариной, посвященная добринцам, участвовавшим в ней, заняла пятое место.
Следует отметить, что такие успехи наших юных исследователей были бы невозможны без помощи их наставников –педагогов. Среди них учителя истории О.А. Тонких и А.П.Лазарев, учитель литературы и русского языка Н.Е. Лупарева, методист детского центра «Ритм» В.В.Елисеев.
В. ЗАВАРЦЕВ,
Фото из архива участников.