- Прийти сюда, чтобы поухаживать за могилой перед главным майским праздником, – дело святое, - уверен Владимир Николаевич. - Такие поступки рождают в душах наших детей и молодежи благодарность к людям, которые вынесли войну, победили фашизм, и гордость за страну.
Глава, как никогда, прав. Может быть, поэтому дети время от времени заглядывают в лица стариков неуверенно и смятенно, как в колодец.
Тем временем, собрав нужные орудия труда, захватив побелку и краску, он усаживает в машину четырех восьмиклассниц Сафоновской школы. Это Настя Аленичева и сестры Пановы – Ирина, Люда, Елизавета. И вскоре вся группа подъезжает к железной дороге, взбирается на насыпь. Ходьба через мост не отнимает много времени. Но на автомобиле к этому месту не подъехать. В годы Великой Отечественной войны, как рассказал по дороге В. Н. Горюшкин, здесь потерпел крушение военный эшелон, везший подкрепление сражающемуся и стоявшему насмерть Сталинграду. Когда состав миновал мост, раздался сильный взрыв…
А вот и сама могила. На небольшом взгорке белеет огражденный оградой обелиск, здесь же стандартный железный памятник, увенчанный звездой, и крест. Работа начинается. Прополку от сорняков, покраску и побелку надгробия девочки вместе с главой выполняют молча, без суеты.
Пока все трудились, мимо прошли два поезда, и каждый, поравнявшись с этим местом, дал длинный гудок. Железнодорожники, по всей видимости, знают, какой «объект» находится на пути следования, и отдают ему дань памяти.
Когда-то над местом захоронения шефствовала железнодорожная милиция станции Оборона, поскольку территория принадлежит Мордовскому району соседней Тамбовской области. Ежегодно могилу приводили в порядок и мордовские школьники. Но, очевидно, после оптимизации у них не стало возможности наведываться сюда. Поэтому благое дело перешло на добровольной основе к сафоновским учащимся. Несколько лет они заботливо наводят здесь надлежащий порядок, а нужную помощь всегда оказывает сельская администрация.
Неравнодушны к этому месту все, кто знает историю могилы. Ветеран Великой Отечественной войны И. В. Прошкин еще в бытность работы путевым обходчиком разъезда Киньшино никогда не оставлял ее без внимания: то памятник подправит, то ограду, а то и цветов положит. А потом Иван Васильевич решил: не по-христиански это – отсутствие креста. И вскоре его стараниями, поддержанными сельской администрацией, православный крест появился.
…Паровоз и первые вагоны после взрыва сошли с рельсов и загорелись. Быстро прийти на помощь было невозможно. Раненые и охваченные огнем бойцы гибли заживо. Военные, прибывшие сюда после взрыва, быстро оцепили местность и никого к месту трагедии не подпускали. Об этой страшной картине рассказала жительница Киньшино В. В. Панова. Валентине Вуколовне в ту пору было 13 лет.
По какой причине произошел взрыв – неизвестно. Людская молва утверждает, что в годы войны этот мост охранялся, здесь стояли даже зенитные орудия. Поскольку помощь Сталинграду оказывалась непрерывно, не исключено, что здесь орудовали немецкие диверсанты. Может быть, именно они сделали свое черное дело? Впрочем, на то она и война.
- Когда все стихло, путь расчистили, тела погибших положили на носилки. Хоронили их тут же, рядом с мостом, - рассказывает В. В. Панова.
Валентине Вуколовне в память крепко врезалась эта трагедия. Теперь она, уже пенсионерка, рассказывает о ней своим внучкам. И даже сочинила стихотворение, которое знают Люда, Ирина и Лиза Пановы – те самые, что убирали могилу.
- Стоит на кургане могила одна, до сих пор неизвестны нам их имена… - вторят они вслед за бабушкой.
На табличке, что закреплена на обелиске, действительно, лишь одна надпись: «Свято храним память о вас».
С. ВЕРЗИЛИН.
Фото автора.