МЫ
В СОЦСЕТЯХ |            

Разное


Координационный Совет

 

Какие меры следует принять, чтобы увеличить налоговые поступления в бюджеты территорий, как улучшить администрирование налогов, наладить взаимодействие налоговых органов с органами местного самоуправления, чей опыт в проведении налоговой политики взять на вооружение  – об этом и многом другом шел разговор на выездном заседании Совета по координации деятельности контролирующих органов в вопросах обеспечения доходов бюджета области и внебюджетных фондов Липецкой области, состоявшемся в Добринке 22 августа 2013 года. Начальник областного управления финансов В. М. Щеглеватых, ведший заседание Совета, который он возглавляет, подчеркнул, что вопросы, вынесенные в повестку дня, обусловлены многими причинами. Они заключаются в том, что поступления налогов не всегда соответствуют в полной мере налоговому потенциалу территорий из-за сокрытия доходов физическими лицами, отсутствия полной и достоверной базы данных по местным налогам. Разбор положения дел и выработка конкретных действий требуют активизации работы не только налоговых структур. На заседание помимо них и руководителей финансовых органов были приглашены представители Росреестра, имущественных и земельных отношений, Государственной инспекции труда, ряда других служб. В работе заседания участвовали глава Добринского района В. В. Тонких и председатель районного Совета депутатов А. И. Попов, а также главы сельских поселений Добринского района.

ДОБРИНСКИЙ ОПЫТ

Добринский район для проведения заседания выбран не случайно. Не секрет, что многие предприниматели, особенно главы крупных фермерских хозяйств, чтобы уйти от уплаты налогов, в полном объеме применяют «серые» схемы оплаты труда. Имея для возделывания  сто и более гектаров земли, они официально не имеют наемных работников. И привлекают трудовых мигрантов. В Добринском районе, как отметил В. М. Щеглеватых, нашли «свои правила игры», позволившие решить такого рода проблему. О них собравшимся рассказала начальник управления финансов администрации района В. Т. Неворова.

По ее словам, в течение вот уже четырех лет в структуре районного бюджета налог на доходы физических лиц занимает основную часть. Сегодня это уже 80 процентов всех доходов. Поэтому финансовые органы заинтересованы в том, чтобы НДФЛ уплачивался в казну своевременно и сполна. И поступление данного вида налога стали отслеживать ежемесячно. Причем по каждому плательщику, с пристрастным анализом.

Особенно финансистов заинтересовали фермерские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, работающие в сфере производства сельхозпродукции. Это налогоплательщики, основной доход которых формируется от использования земли. В процессе становления многие из КФХ выросли, можно сказать, в своего рода мини-колхозы, скупив или взяв в аренду земельные паи граждан (в районе насчитывается около 17 тысяч одних только паев плюс земли районного фонда). Сейчас из 115-ти землепользователей более половины имеют в управлении от 100 гектаров земельных наделов и выше. В создавшейся ситуации муниципалитет совместно с налоговой службой провели необходимые расчеты. Оказалось, что обрабатывать 50 гектаров пашни должен как минимум один наемный работник, получающий за свой труд не меньше, чем в среднем по отрасли. В районе вывели такой показатель, как уплата подоходного налога на 1 гектар пашни. Сегодня его среднерайонное значение составляет 494 рубля. И если НДФЛ пользователь земли уплачивает меньше этой суммы – есть повод пригласить его на беседу. Как правило, это приглашение на заседание районной межведомственной комиссии.

Доводы администрации района, тем не менее, иные главы КФХ пытаются оспорить. Почему 50 гектаров на 1 человека? Почему не 60? И в качестве контраргументов называют… использование современной импортной техники, позволяющей якобы сократить численность работников. Но вряд ли можно говорить о здравом смысле, если за штурвал импортного зернового или свеклоуборочного комбайна сядет работник, согласившийся на зарплату в 5 или 6 тысяч рублей, что нередко следует из официальных отчетов налогоплательщиков.

Кроме того, в администрации сделали анализ уплаты НДФЛ на 1 гектар теми собственниками, которых сегодня называют инвесторами. Это крупные агрохолдинги, представительства которых работают здесь, на добринской земле. По словам В. Т. Неворовой, эти хозяйствующие субъекты приняли «правила игры» и не склонны скрывать «теневую» зарплату, а причитающиеся налоги стараются выплачивать так, как и положено – в срок и в полном объеме.

Кстати, опыт добринцев заинтересовал коллег из соседней Тамбовской области. В марте нынешнего года в Добринке побывала их представительная делегация.

- Полезные наработки надо брать на вооружение и широко применять их на практике, - заострил по этому поводу внимание собравшихся В. М. Щеглеватых.

КОНСУЛЬТАЦИЯ С ВЫЕЗДОМ «НА ДОМ»

Начальник управления финансов администрации области подчеркнул, что более 70 процентов полномочий, которые используются в работе теми или иными органами для улучшения администрирования налогов, имеют непосредственно сами налоговые инспекции. Но всегда ли они в рамках этих полномочий полагаются на свой потенциал?

О том, как налаживают налоговики взаимодействие с органами местного самоуправления, рассказал начальник межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №5 Г. Г. Волчановский. Возглавляемая им служба курирует три района – Липецкий, Добровский и Чаплыгинский. По словам выступающего, им удалось наладить тесный контакт непосредственно с главами сельских поселений. Местная власть как никто заинтересована в полноте налоговых сборов, поскольку речь идет о развитии собственных территорий. Более того, за каждым сотрудником налоговой инспекции закреплены конкретные сельские поселения, которые «курируются» практически еженедельно. Этот контакт позволил сформировать хорошую информационную базу о потенциальных налогоплательщиках.

- Приглашается, к примеру, глава КФХ на заседание межведомственной комиссии, а у нас на него, можно сказать, уже полное «досье», - рассказывал Г. Г. Волчановский.

Еще одна действенная методика, ставшая популярной, - встречи с самими налогоплательщиками. Сотрудники налоговой инспекции при содействии глав сельских администраций регулярно проводят  выездные приёмы жителей по разъяснению вопросов, возникших у них после получения налоговых уведомлений. Составлены графики таких приемов. К налоговикам приходят люди, которым даются квалифицированные пояснения по вопросам действующего законодательства и применения льгот. Причем заявления, копии документов для корректировки сведений об изменении адресной прописки в базе данных налоговых органов принимаются тут же.

Для жителей, по словам Г. Г. Волчановского, выездные консультации стали уже просто необходимостью, так как всю нужную информацию по вопросам уплаты налогов и предоставления льгот они могут получить, не выезжая в город Липецк, где находится налоговая инспекция. Особенно это удобно пенсионерам и инвалидам. Налоговики даже собственными силами наладили изготовление печатной продукции – нечто вроде буклетов с конкретной информацией для плательщиков, а задачу их распространения взяли на себя главы поселений.

Еще один способ информационной работы с клиентами налоговая инспекция определила с помощью интернет-ресурсов, используя сайты администраций сельских поселений. На этих сайтах имеется страница ИФНС, куда может зайти любой желающий и получить необходимые сведения о сроках уплаты, напоминания и другую информацию.

К сожалению, как подчеркнул В. М. Щеглеватых, не в каждой инспекции заведен подобный порядок. Поэтому он настоятельно обратился к руководителям налоговых служб скорейшим образом организовать и использовать данную технологию в работе. Его тут же поддержал руководитель УФНС по Липецкой области Б. П. Хижняков, который сообщил, что на сайте налоговой службы имеется даже раздел под названием «Личный кабинет», где можно зарегистрироваться в качестве налогоплательщика и, не дожидаясь налогового уведомления, самостоятельно заполнить квитанцию и выполнить другие «бумажные» процедуры.

ПРИВНЕСТИ ЛИЧНОЕ…

Глава Добринского района В. В. Тонких, разумеется, сразу заинтересовался работой МИФНС №5 и задал выступавшему ряд вопросов. Тут же выяснилось, что в штате инспекции – 68 человек. Вполне достаточно для обслуживания трех районов. К сожалению, нашему Добринскому, можно сказать, в этом плане не повезло. После реструктуризации, проведенной в налоговой службе, основной офис ее переместился в город Грязи. В Добринке налоговые инспекторы бывают редко, она как бы обделена вниманием.

Впрочем, В. М. Щеглеватых сообщил, что письмо с предложениями, касающимися эффективности работы налоговых служб, в том числе и возвращением налоговых инспекций на территории муниципальных районов, отправлено в Правительство РФ.

Письмо было инициировано губернатором Липецкой области О. П. Королевым после недавнего заседания Совета администрации области, когда обсуждались итоги первого полугодия нынешнего года. Кроме того, Олег Петрович подписал распоряжение о создании региональной комиссии по обеспечению взаимодействия правоохранительных и налоговых органов по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений налогового законодательства. Именно такими мерами решено усилить работу по активизации налоговых поступлений в бюджет, предпринять усилия против нарушений налогового законодательства, связанными в том числе с выплатой «серых» зарплат. То есть блюстители закона и налоговики должны действовать в одной связке. Но пока, мягко говоря, первые особой заинтересованности к проблеме проявляют  мало. Глава Добринского района В. В. Тонких, к примеру, считает, что вопросы выплаты «серых» зарплат должны непосредственным образом заинтересовать работников прокуратуры. У этой правоохранительной структуры достаточно, на его взгляд, полномочий, чтобы вызвать нерадивого налогоплательщика на беседу, а при особом желании (что было бы гораздо лучше и эффективнее) – провести надлежащую проверку. Ведь нарушения, как правило, очевидны. Это использование труда наемных работников без оформления трудовых договоров, отсутствие налоговой регистрации и т. д. Между тем, закон - одинаков для всех. Валерий Васильевич вспомнил времена, когда приезд прокурорского работника с проверкой в колхоз или совхоз заставлял руководителей тут же устранять все недостатки и огрехи.

Многим понравилась мысль, высказанная начальником управления имущественных и земельных отношений Липецкой области О. В. Крючковой:

- Сбор налогов, арендных платежей в силу стремительного развития бизнеса всегда будет проблематичным. Тут без внесения в работу большого количества личного, активной гражданской позиции государственных служащих, желания делать свое дело больше, чем это предусмотрено должностными обязанностями – не обойтись!

Цифры и факты

Доля подоходного налога

в объеме консолидированных бюджетов

муниципальных районов Липецкой области

составляет 75 процентов, городских

округов - 43 процента. Доля местных

налогов в объеме местных бюджетов

поселений и городских округов - 35 процентов.

Транспортный налог в объеме доходов

территориального дорожного фонда составляет 17 процентов.

* * *

В сельскохозяйственной отрасли

налоговая нагрузка по подоходному

налогу для муниципальных районов

области в расчете на 1 гектар обрабатываемой

пашни за 2012 год колеблется от 864

(в Лебедянском районе) до 236 рублей

(в Усманском). Среднерайонное значение НДФЛ

на 1 гектар за 2012 год в Добринском районе составило 494 рубля.

* * *

Исполнение плановых назначений

по местным налогам в области

за 7 месяцев текущего года составило:

по земельному налогу 61,5 процента,

по налогу на имущество физических лиц

- 10,3 процента. По состоянию на 1 августа

недоимка по имущественным налогам

с физических лиц в области

составила 171 млн. рублей.

 

Ольга Викторовна уверена, что сейчас вопросы собственности практически решены: бесхозного имущества, земли фактически не существует, круг собственников в крупном, среднем бизнесе определенно сформировался. Поэтому сейчас такие нюансы, как, к примеру, продление договоров аренды, разрешенного использования собственности, где власть может и должна сказать свое веское слово, должны быть завязаны на то, насколько аккуратен тот или иной собственник в своих отношениях с государством.

* * *

В ходе заседания также обсуждались и задавались вопросы, связанные с уплатой транспортного налога, приведения в порядок налоговой базы и многие другие. Среди выступавших опытом работы поделились и.о. начальника МИ ФНС №1 Е. Ю. Ракитина, главы сельских поселений Верхнематренский, Богородицкий, Березнеговатский сельсоветы Добринского района Н. В. Жаворонкова, А. И. Овчинников, О. Н. Малыхин, специалист администрации сельского поселения Каверинский сельсовет В. А. Стрельникова.

По итогам заседания руководителям налоговых служб, органов местного самоуправления, других структур даны конкретные поручения.

С. ВЕРЗИЛИН.

РЕКЛАМА ЯНДЕКС 2023

Последние комментарии