Советы педагога
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.(Святой Августин).
* * *
Прописная истина о том, что в современном мире успех невозможен без знания хотя бы одного иностранного языка, с каждым годом становится все актуальнее. И это заставляет каждого родителя задуматься: в каком возрасте нужно начинать учить ребенка иностранному языку?
В последнее время стало модным погружать малыша в иноязычную среду как можно раньше: с двух-трех лет, а то и с года. Насколько это оправданно? Сторонники теории раннего обучения делают акцент на подражательном поведении. Дескать, ребенок будет бессознательно повторять названия предметов и действий, пока не запомнит их. Однако это верно лишь в том случае, если малыш будет находиться в иноязычной среде ежедневно и подолгу. Для этого потребуется нанять ему гувернантку, владеющую другим языком, или ходить в специализированный детский сад. Но в любом случае такое поведение ребенка будет, скорее, знакомством с новым языком, чем его осознанным изучением.
Педагоги и психологи сходятся во мнении: оптимальный возраст, в котором стоит начинать обучение ребенка иностранному языку, - пять-шесть лет. К этому времени у детей накапливается достаточный словарный запас, они начинают понимать законы словообразования и структуру родного языка. Все это - необходимый фундамент для освоения чужой речи. Средняя продолжительность занятий должна составлять 35 минут для пятилетних и 45 минут для шестилетних детей. Группа не должна превышать восемь-десять человек. Еще лучше, если детей будет пять-шесть, чтобы у педагога была возможность уделить достаточно внимания каждому.
Следует помнить, что ведущей деятельностью у дошколят и младших школьников остается игра. Поэтому лучший способ создать у ребенка положительную мотивацию к занятиям – проводить обучение в игровой форме. Пяти-шестилетние дети будут с удовольствием петь песни на иностранном языке, отгадывать загадки и ставить небольшие спектакли с участием игрушек.
Занятия должен обязательно проводить квалифицированный педагог, владеющий методиками работы с детьми. Подготовить интересные уроки для малышей - непростое дело, которое требует совершенно иного подхода, чем обучение взрослых. Отсидев несколько неинтересных уроков, ребенок может надолго приобрести стойкую неприязнь к иностранному языку. Важно, чтобы учитель обладал хорошим произношением. Ребенку, который усвоил неправильный акцент, впоследствии придется переучиваться, что, как известно, намного сложнее, чем запомнить «с нуля».
Вопрос о том, какой иностранный язык учить первым, обычно не стоит: известно, что в современном мире наиболее востребован английский. Однако существует теория, согласно которой первый иностранный язык стоит выбирать в соответствии с характером ребенка. Открытый всему миру и коммуникабельный малыш, скорее всего, полюбит французский или испанский. Склонных к логическому мышлению детей, которые быстро учатся считать и любят раскладывать все по полочкам, ждут успехи в немецком. А вот мечтательным малышам, любящим рисовать и читать книги, действительно, должен понравиться английский.
О. КОПЦЕВА,
учитель английского языка МБОУ СОШ с. Пушкино.