6 июня – Пушкинский день России
Александр Сергеевич Пушкин — великий поэт, мастер универсальнейшего из искусств — искусства слова. Анна Ахматова сказала про Пушкина: “Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них, как вечная драгоценность”. Александр Сергеевич Пушкин сделал русский язык совершенным, он принес русскому языку мировую значимость. А посему в наше время не вызывает никаких сомнений, что “говорить по-русски” — означает “говорить на пушкинском языке”.
Александр Сергеевич Пушкин — общепризнанный глава и классический образец всей читаемой, живой, новейшей русской литературы. Уже современники поэта увидели в нем “солнце нашей поэзии”. Еще при жизни Александра Сергеевича Пушкина, в 1832 году, Гоголь сказал о нем следующее: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет”.
* * *
При упоминании села Пушкино многие, наверное, задумывались: «А какое отношение к нему имеет наш прославленный русский поэт?». Конечно, прямого отношения не имеет,
а вот косвенное, да. Само селение, некоторые краеведы предполагают, возникло в конце 18 века. По данным за 1782 год, здесь значится всего тридцать пять дворов, ими владеет Н.И.Салтыков. Но, оказывается, что это селение Николай Иванович купил…
Следует отметить, что род Пушкиных вёл свои корни от Ратши, который «бренной мышцей Святому Невскому служил». Шло время. Род Пушкиных оскудевал. Закладывались имения и крепостные крестьяне. Один из Пушкиных – Фёдор Петрович, будучи стольником при царском дворе, верой и правдой служил Романовым. Он участник Прутского похода 1711 года. Ушел в отставку и умер в 1727 году. Женат он был на дочери рязанского дворянина Ксении Ивановне Кореневой. В приданое последней были пожалованы земли, в том числе и в нашем крае. Среди них нынешнее Кореневщино Добровского района. Их сын Алексей Фёдорович родился в 1717 году. В тринадцать лет стал пажом царевны Прасковьи Ивановны. Окончил Шляхетский корпус, из которого был выпущен прапорщиком в Тверской драгунский полк. Участвовал в войне с Турцией в 1737 – 1739 годах. Он «отличался дисциплинированностью и никогда не был в штрафах» и в 1746 году вышел в отставку в чине капитана. Был он воеводой небольшого городка Сокольска (ныне в черте города-металлурга Липецка – Авт.). В 1742 году он женился на Сарре Юрьевне Ржевской (родилась около 1721 года - Авт.), дочери нижегородского вице – губернатора Юрия Алексеевича, обедневшего потомка князей Ржевских из рода Рюриковичей, «коломенского помещика». У этой четы было пятеро детей. Двое из них Александр (в возрасте 8 лет) и Маркел (полутора года) умерли. Выжили только трое: Юрий, дослужившийся до чина полковника и женатый на родной сестре издателя.
Дочь Мария (Марья) в 1773 году вышла замуж за капитана артиллерии Осипа Абрамовича Ганнибала, который в 1773 году прибыл ревизировать Липские железоделательные заводы. Бравый моряк часто бывал в доме Пушкиных (он находился на нынешней улице Ленина) и начал ухаживать за симпатичной двадцативосьмилетней Марией Алексеевной. Она была не только красивой, но и богатой, ибо отец Алексей Федорович сколотил для неё приданое на винном откупе. Позднее великий поэт писал:Люблю от бабушки московской
Я слушать толки о родне,
об отдаленной старине,
могучих предков правнук бедный,
люблю встречать их имена
в двух – трех строках Карамзина.
Конечно, Александр Сергеевич ошибается. Корни его бабушки по женской линии - липецкие. Как известно, брак Марии Алексеевны и Осипа Абрамовича распался из-за самого Ганнибала, который женился при живой супруге второй раз. Мария Алексеевна с дочерью Надеждой (мать А.С.Пушкина – Авт.) должна была вернуться к отцу в Кореневщино. Её отец, увидев родную несчастную дочь с двухлетней внучкой, в 1777 году «…получил паралич, от которой болезни и скончался». Началась судебная тяжба Марии Алексеевны со своим неверным мужем. И в этом ей помог ее брат Михаил Алексеевич.
Родился он в 1745 году. Родители готовили его к гражданской службе. Михаил Алексеевич получил прекрасное домашнее образование. В 1759 году его определяют в Благородный пансион при Московском университете. Однако, окончив курс, Михаил выбирает военную стезю и поступает в чине капрала в Конную гвардию. Среди его сослуживцев был и известный Г.А. Потёмкин - Таврический. Во время очередного дворцового переворота 28 июня 1762 года, когда Екатерина Вторая свергла с престола своего мужа - императора Петра Третьего, начался быстрый рост карьеры Михаила
Алексеевича, участвовавшего в этом перевороте. Он уже в 1763 году вахмистр и поручик гвардии. В 1768 году ему пожалован чин ротмистра. Через восемь лет он уже полковник Кирасирского полка. Но военная служба его не прельщает, и он переходит на гражданскую службу. В 1784 году мы находим его как статского советника на гражданской службе.
И здесь его карьера росла: в 1792 году Михаил Алексеевич стал председателем Палаты уголовного суда в столице - Санкт-Петербурге. Когда Мария Алексеевна начала долгую тяжбу со своим супругом, она не знала к кому обратиться. Помог, конечно, младший брат Михаил. Зная все «лазейки» Фемиды, он смело взялся за это дело. Он стал и опекуном Надежды Осиповны Ганнибала - матери А.С.Пушкина.
Двоюродный дед поэта сумел отсудить у О.А.Ганнибал «в пользу и на содержание малолетней дочери» часть имений в Псковской губернии. Женат Михаил Алексеевич был на Анне Андреевне Машуковой. Из детей Михаила Алексеевича и Анны Андреевны известен Алексей Михайлович. Он был так назван в честь деда Алексея Фёдоровича. По одним данным, он родился в год смерти отца - в 1793 году. Он окончил в 1809 году Пажеский корпус и был выпущен отсюда в чине поручика. Если его деду довелось воевать с турками, то у внука неприятель был серьезный - сам Наполеон. Алексей Михайлович в 1812-1815 годах принял участие в тринадцати сражениях с французами. Неоднократно был ранен и в 1816 году вышел в отставку в чине штабс-капитана. А затем он перешел на гражданскую службу, как и его отец. Вот только на педагогическую. В 1816-1819 годах он преподает военные науки в пансионе при Главном педагогическом институте и в Горном кадетском корпусе. С 1820 года профессор военных наук А.М.Пушкин преподает в Царскосельском лицее, который за несколько лет до этого окончил А.С.Пушкин. Умер Алексей Михайлович Пушкин холостым в октябре 1821 года.
Вот только неизвестно, встречался ли он со своим родственником по линии тети Марии Алексеевны Пушкиной-Ганнибал с великим поэтом России? Думаем, что возможно, ибо бабушка поэта любила своих племянников и племянниц и даже была крестной матерью старшего Александра – сына её родного и старшего брата Юрия Алексеевича. И племянники по возможности старались навещать свою тетку, умершую в июне 1818 года.
Пушкины владели многими землями на нашей Липецкой и нынешней Тамбовской землях. Среди множества владений им принадлежало и нынешнее Пушкино. Владельцем этого селения и был М.А.Пушкин. Неизвестно, по какой причине, но он всё – таки решил продать имение. В Российском государственном архиве Древних актов сохранился интересный документ – купчая на имение с землею, господским домом, дворовыми людьми, крестьянскими дворами и крестьянами, состоящее «Тамбовского наместничества в Усманской округе, что прежде было Сокольского уезду на речке Плавице деревня Плавица, Пушкино тож». Купчая датируется 10 мая 1781 года. А вот этот документ датируется чуть позже: «Копия.1781 года августа 20 дня сия купчая в Усманском уездном суде явлена. За секретаря регистратор Андрей Андреев.
Лета тысяча семьсот восемьдесят первого майя в десятый день полковник Михайла Алексеев сын Пушкин в роде своём не последний продал я Его высокопревосходительству господину генерал – аншефу и разных орденов кавалеру Николаю Ивановичу Салтыкову и наследникам ево своё крепостное имение, доставшееся мне по наследству после покойной бабки моей порутчицы Аксиньи Ивановой дочери Фёдоровской жены Пушкина и отца моего из дворян капитана Алексея Фёдоровича, и по разделу с матерью моею Саррою Юрьевною и з братом майором Юрьею Алексеевым сыном Пушкиным, состоящее Тамбовского наместничества в Усманской округе, что прежде было Сокольского уезду на речке Плавице деревню Плавицу Пушкино тож, а в ней дворовых людей и крестьян, положенных по поданным к нынешней третьей ревизии скаскам (своего рода перепись –Авт.) с переведенными после той ревизии и причисленных ко оной деревне Плавице мужеска полу сто семнадцать душ з женами их и з детьми, з братьями, с племянниками, со внучаты и с приемыши и со всем их семейством и с новорожденными после той третьей ревизии обоего пола, с имеющимся в той деревне Плавице помещичьим домом и со всяким дворовым и хоромным и огуменным строением, с конским заводом, с рогатою и мелкою всякою господскою скотиною и птицы, так же с крестьянским всяким дворовым и огородным строением, с хлебом помещичьим и крестьянским стоячим, молочёным и в земле посеянным, крестьянскою ж с рогатою и мелкою скотиною, с лошадьми и птицы ж и со всякою людскою крестьянскою пожитью, с усадебною с пашенною и непашенною землею, с лесы и сенными покосы, с рыбными ловли, с мельницею и со всеми принадлежащими угодьи и с прикупленными бабкою моею Аксиньею Ивановною и отцом Алексеем Фёдоровичем и матерью моей Саррою Юрьевною Пушкинами от разных владельцев землями в дачах по званиям сёл: в Тафинской, Яблонном Яблонце тож, в Ласиной Луке и Тынковке и по речкам Плавице, Плаутке, Мордовке, Хворостянке, Луковке (Лукавка - Авт.) и по другим урочищам с отхожими полями и с примерными землями….яв(вив)шихся во оной деревне моей Плавице ныне налицо дворовых людей Якова Прокофьева, Савелья Алексеева, крестьян Никиту Антонова, Алексея Филипова, Аникия Митрофанова, Степана Осипова з бабкою вдовою Анною Фёдоровою, Емельяна Михайлова, Емельяна Федотова, Потапа Федотова сына Токарева, Степана Власова, Евсигнея Антонова, Савелья Степанова, Пантелея Максимова вдоваго, Савелья Алексеева з братом родным Филипом, Емельяна Степанова, Алексея Трофимова, Филипа Казмина, Никифора Петрова з братьями ево родными Прокофьем, Яковом, Павла Мартынова сына Прибылого холостого, вдову Авдотью Мелентьеву да малолетних Михаила, Са фона и сестрою Прасковьею Ивановых детей, Акима с сестрою ево Авдотьею Зотовых, вдову Ав дотью Антонову, вдову Прасковью Иванову, Козму Фомина вдового, Савелья Прокофьева с матерью Афимьею Ивановою, з женами и з детьми и со всеми их семейством, как оговорено выше сего, за которые сто семнадцать душ, так же и за доставшиеся по раздельной сверх сего числа на мою ж часть и проданные от меня по сей купчей Его ж высокопревосходительству… А за проданных ныне по сей купчей Его высокопревосходительству к деревне Плавицы крестьяном всего и с убылыми за пятьдесят за три и есть ли еще к тем семействам придут какие убылые души, то и за тех и по нас наследников.
А взял я, Михайла, у Его высокопревосходительства за то свое недвижимое имение со всем означенным денег пять тысяч рублей, с коей суммы пошлины платить мне. А наперед сей купчей оное мое проданное за показанною выключкою недвижимое имение иному никому, кроме сей купчей, не продано, не заложено и ни у кого ни в каких крепостях не укреплено и ни за что не отписано. А буде кто в то проданное мое недвижимое имение со всем означенным во что-нибудь у Его высокопревосходительства и у наследников ево по каким ни есть крепостям или почему-нибудь станет вступаться, и мне, Михайле, и наследникам моим Его высокопревосходительство и наследников ево от тех вступщиков и от всяких крепостей во всем очищать и убытков в том никаких не доставить. А ежели моим, Михайловым, и наследников моих неочищением учинятся Его высокопревосходительству и наследникам ево в том от кого какие убытки, и то проданное мое вышеописанное недвижимое имение со всем означенным по каким ни есть крепостям или почему-нибудь от его Высокопревосходительства и от наследников ево взять с меня, Михайлы, и с наследников моих вышеписанные свои деньги и со учинившихся от того убытки всё сполна или тому проданному недвижимому имению очис(т)ка, а буде в том моем проданном недвижимом имении с людьми и со крестьяны явятся какие казенные доимки или партикулярные, какой б звания ни были, иски и выти, как до написания сей купчей, так равно и впредь к положению следующие во время отца моего и моего владения за что-нибудь, то всё сие платить и отвечать мне, Михайле, и наследникам моим, а Его превосходительству и наследникам ево до того платежа дела нет, и от того от всего потому и очищать и убытки Его высокопревосходительству и наследникам ево никакова не доставить.А в написании всей договорной цены без утайки седмьсот пятьдесят второго года указ при всем объявлен…».
Сия купчая была оформлена в Палате уголовных дел в Санкт- Петербурге и «свидетелем был и руку приложил» к ней множество людей со стороны М.А.Пушкина, со стороны покупателя графа и «разных орденов кавалера», генерал-аншефа Н.И. Салтыкова был его поверенный крестьянин Алексей Блинов. Но последний был неграмотен и «служитель Степан Борков поданную купчую к себе взял и расписался».
Мы не стали полностью цитировать документ, ибо он большой и других сведений не несет. Следует отметить, что, продавая Пушкино, Михаил Алексеевич за себя и своих наследников заранее оговаривает, что они не имеют никакого теперь права на него и все казенные и гражданские долги, если они со временем обнаружатся, тоже будет платить бывший владелец и его наследники. Из документа явствует, что селение досталось Михаилу Алексеевичу по наследству «после покойной бабки» - Ксении Ивановны, урожденной Кореневой (прапрабабушка А.С.Пушкина). По-видимому, Пушкино (оно в документах значится только деревней – Авт.) возникло раньше 1779 года. Входило оно первоначально не в Усманский, а в Сокольский уезд. Город Сокольск и уезд были упразднены указом императрицы Екатерины Второй от 16 сентября 1779 года и вошли в состав новообразованного Липецкого уезда Тамбовского наместничества. В документе упоминается третья ревизия (это своего рода тогдашняя перепись населения, но только мужского - Авт.) и проводилась она в 1763 году. Как видим, Пушкино уже существует и в нем проживает 150 мужчин. Таким образом, селение уже существовало до этого времени. Кстати, в Государственном архиве Липецкой области хранится документ, утвержденный Липецким уездным судом от 22 марта 1781 года. Это полюбовный раздел имений Пушкиных. Согласно этому документу, Михаил Алексеевич с матерью Саррой Юрьевною получили село Затолонино и деревню Плавицу (Пушкино). По некоторым данным, Сарра Юрьевна умерла не ранее октября 1791 года. Как видим, Пушкино Михаил Алексеевич продал через несколько месяцев после того, как получил в наследство с матерью. Мы все, наверное, наслышаны о знаменитой няне поэта Арине (Ирине) Родионовне. Оказывается, как вспоминает старший сын Юрия Алексеевича, крестник Марии Алексеевны, Александр Юрьевич, «…когда дядя мой Михайло Алексеевич Пушкин в 1791 году женился на Анне Андреевне Мишуковой (правильно Машукова - Авт.)…и в 1792 году (по другим данным в 1793 году - Авт.) родился у них сын Алексей, то Мария Алексеевна Ганнибалова дала ему в кормилицы из Кобрина вышеописанную Ирину Родионовну…».В. ЕЛИСЕЕВ, краевед.
На снимках: Пушкин Михаил Алексеевич, сын А.Ф. Пушкина, брат М.А. Пушкиной-Ганнибал; двоюродный дед А.С. Пушкина. Пушкин Алексей Федорович, прадед А.С. Пушкина по матери; Пушкина Сарра Юрьевна, урожденная Ржевская, прабабушка А.С. Пушкина по матери.
Автор благодарит в предоставлении архивного документа главного специалиста РГАДА, члена Липецкого областного краеведческого общества Александра Ивановича Гамаюнова.