Августовский педсовет
По давней традиции, в конце августа педагоги района собрались вместе, чтобы подвести итоги своей работы в прошлом учебном году и наметить новые цели и задачи на год грядущий. В работе конференции приняли участие глава Добринского района В.В. Тонких, председатель райсовета В.А. Максимов, начальник районного отдела образования И.М. Немцева, а также руководители образовательных учреждений, учителя, представители родительской общественности.
В.В. Тонких подчеркнул, что ежегодно районное руководство выделяет немалые средства на подготовку школ и детсадов к 1 сентября. Заработная плата учителей в районе одна из самых высоких в регионе. Тенденция по улучшению условий обучающихся и материальное стимулирование педагогов, по словам Валерия Васильевича, будет продолжена и в будущем.
- Труд учителей, - сказал В.А. Максимов, - трудно переоценить, так как именно вы вкладываете часть своего сердца в каждого ребенка, в будущем достойного гражданина нашего общества и государства. В новом учебном году желаю вам еще больше ярких достижений.
Тематика докладов, заявленных на конференции, была весьма разнообразной, но основной принцип «Профессионализм учителя как ресурс повышения качества современного образования в Добринском муниципальном районе» озвучила в своем выступлении И.М. Немцева.
Ирина Михайловна отметила, что ключевой фигурой модернизации образования, способствующей формированию личности ученика, отвечающего современным требованиям, был, есть и остается учитель, а ее результаты напрямую зависят от его профессиональной компетентности и качества подготовки.
- Реалии современной жизни таковы, - сказала она, - что учителю сегодня необходимо непрерывное педагогическое обучение. Надеемся, что новые федеральные стандарты, введение эффективного контракта с педагогическими работниками станут механизмом повышения качества образования.
В районе функционирует 19 учреждений образования: 11 общеобразовательных, 6 дошкольных, 2 учреждения дополнительного образования. Численность обучающихся – одна из основных характеристик системы образования. От неё зависит количество школ, объемы их финансирования, число учителей. В новом учебном году за парты сядут 3192 ребенка (в прошлом учебном году 3238). Пока численность детей, как и в течение трех последних, так и в течение 10 предыдущих лет, уменьшается в среднем на 100 человек. Но это явление временное
В районе функционируют 6 детских садов, 20 ГДО и 1 группа кратковременного пребывания, которые посещает 870 детей. За последние пять лет (с 2008 г.) в Добринском районе создано дополнительно 240 дошкольных мест. В 2014 году будет введен в эксплуатацию детский сад в п. Добринка на 80 мест. Система дошкольных образовательных учреждений района способна организовать воспитание и обучение на уровне современных требований.
Основными элементами оценки качества школьного образования являются ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9-м. На этом вопросе И.М. Немцева остановилась более детально. ЕГЭ по русскому языку в 2014 году сдавали 167 выпускников, из них только четверо набрали выше 90 баллов. Средний тестовый балл, полученный выпускниками Добринского района на экзамене по русскому языку, составил 56,2, что несколько ниже прошлогоднего (на 4,4 балла). К первым строчкам рейтинга школ по среднему тестовому баллу, помимо образовательных учреждений, дающих образование повышенного уровня (гимназии, лицея, школы с углубленным изучением отдельных предметов), присоединилась и СОШ с.Верхняя Матрёнка (средний балл 59,6).
Средний тестовый балл по математике составил 41,1, что значительно ниже уровня прошлого года на 13,4 – (в 2012-2013 учебного года - 54,52) и ниже среднеобластного на 4,6 балла. К сожалению, 13 выпускников (в прошлом году 6) даже после снижения порога по математике до 20 баллов не смогли перешагнуть этот рубеж.
Помимо обязательных предметов (русского языка и математики) каждый выпускник сдавал ЕГЭ по другим предметам, основываясь на перечне вступительных испытаний, установленных высшими и средними учебными заведениями. Наиболее востребованными предметами, как и в прошлом году, стали обществознание (выбрали 63,6 % выпускников), история (19%), биология (18%).
Однако не только результаты ЕГЭ являются показателем качества образования. Важно учесть общие показатели удовлетворенности потребителей образовательных услуг, выявленные в ходе социологических исследований. По данным муниципального мониторинга, 64,7% опрошенных жителей района удовлетворены качеством общего образования, 22,5% участников выбрали ответ «Скорее да, чем нет», а 3% сказали «Нет».
Специфика предстоящего учебного года заключается в том, что все классы начальной школы будут обучаться по федеральным государственным образовательным стандартам (1253 человека), пятые (158 человек) и шестые классы (160 человек) в 3 крупных школах (лицей №1 и СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов п. Добринка, гимназия с. Ольговка) продолжат участие в апробации образовательных программ основного общего образования, из них 25 пятиклассников лицея №1 п. Добринка продолжат обучение по новым стандартам, начав его на год раньше всех с первого класса. Стандарты особое внимание уделяют развитию индивидуальных способностей ребенка, возвращают в школу воспитание, делают его не менее значимым, чем обучение.
Доля педагогов, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС, составила более 53% от общего количества педагогов и руководителей ОУ, что соответствует потребности школ. Основными адресами повышения квалификации для педагогов Добринского района являются Липецкий институт развития образования, Институт менеджмента, маркетинга и финансов.
Каждый ребенок одарен, потому что он неутомимый творец, непревзойденный выдумщик, пытливый исследователь. Задача педагогов раскрыть и развить его потенциал. Как приоритетное направление муниципальной образовательной политики работа с одаренными детьми в Добринском районе обозначается с 2006 года. Она организуется и финансируется (в 2013-2017 г. г. – более 2 млн. руб.) в соответствии с программой «Поддержка одаренных детей Добринского муниципального района и их наставников на 2013-2017 годы». В Добринском районе для учащихся 7-11 классов ежегодно проводится муниципальный этап всероссийских предметных олимпиад; для своевременного выявления одарённых детей организуются районные олимпиады для учащихся начальной школы, обеспечивается участие более 400 детей во всероссийских и международных интеллектуальных играх-конкурсах.
Успех учителя – как необходимое условие успешности ученика – этой теме было посвящено выступление директора лицея №1 п. Добринка В.И. Поповой. О новой форме организации образовательного процесса – дистанционном обучении, которое введено на базе гимназии с. Ольговка в подробностях рассказала ее директор Е.В. Алисова. Доклад директора Добринской школы №2 Н.Н. Зибровой был посвящен организации в данном общеобразовательном учреждении мероприятий по формированию здорового образа жизни школьников. Доступность и качество дошкольного образования в условиях введения ФГОС – такова была тема доклада заместителя директора по дошкольному образованию лицея №1 п. Добринка О.А. Пчельниковой.
По окончанию основной части педагогической конференции руководители школ и педагоги приняли участие в работе предметных секций, проходивших на базе лицея №1 и ДЮЦ «Ритм».
Итогом большого педсовета стали новые задачи и приоритеты в образовательной деятельности на 2014-2015 учебные годы. Впереди 1 сентября и первый звонок, когда сотни добринских мальчишек и девчонок вновь начнут постигать азы различных наук. Успехов им и терпения!
Р. ПАНОВ.
На снимках: в работе педагогической конференции приняли участие глава Добринского района В.В. Тонких и председатель районного Совета депутатов В.А. Максимов; собравшимся в большом зале администрации педагогам было что обсудить; павел Семенов – один из 6 молодых педагогов прибывших в этом году в Добринский район. Окончив ЛГПУ, он приступит к работе в качестве учителя химии и биологии в гимназии с. Ольговка.
Фото автора.