МЫ
В СОЦСЕТЯХ |            

Разное

 Погибший 75 лет назад солдат вернулся к своей семье

Так уж получилось, что Добринский район, никогда не знавший разрывов бомб и снарядов, оказался причастен к работе нескольких поисковых отрядов страны. Мы уже рассказывали о вкладе добринцев в увековечивание памяти, найденных поисковиками на полях былых сражений бойцов Красной Армии. Сегодня предлагаем вниманию читателей продолжение еще одной истории, начавшейся  в годы Великой Отечественной войны, а закончившейся в апреле 2016-го…

Когда в ноябре прошлого года к нам обратились поисковики из отряда «Ингрия»  г. Санкт-Петербурга с просьбой помочь найти родственников поднятого ими Ильи Наливкина, погибшего в 41-ом на подступах к Ленинграду, шансов на положительный результат, скажем прямо, было немного. Дело в том, что Илья Наливкин, родившийся в с. Чуевка (ныне п. Добринка) в 1915 году, в дальнейшем сменил место жительства. И на фронт его призывали уже из Сталинграда. Там же, согласно записанным в смертном медальоне Наливкина сведениям, проживала и его жена.

Тем не менее, журналисты «Добринских вестей» приступили к поиску. Как это было на первых порах (о поездке по маленьким деревушкам района, где предположительно могли проживать Наливкины, встречах с местными жителями),  мы уже рассказывали на страницах нашей газеты. Теперь о том, что было дальше. А также о том, насколько велика и сплоченна наша страна, о необыкновенном единении наших соотечественников, проживающих за тысячи километров друг от друга, когда дело касается самого святого – памяти  павших бойцов Великой Отечественной войны.

Итак, опрос старожилов не дал результата. Не помогло и обращение к жителям района через газету. Да, нам позвонили несколько человек, в том числе из Тамбова и Москвы, но все было не то. Надежда найти родственников бойца Наливкина таяла на глазах. А тем временем останки найденного поисковиками добринца, еще не преданные земле, ждали своей участи. Если бы его потомки так и не нашлись, солдат был бы похоронен в братской могиле рядом со своими однополчанами.

И тогда глава Добринского района Сергей Москворецкий принимает решение обратиться к руководству «Ингрии» с просьбой о перезахоронении павшего героя на малой родине со всеми полагающимися почестями.

Заручившись предварительной договоренностью с командиром поискового отряда Евгением Васильевичем Ильиным о передаче останков Наливкина его землякам, журналисты районной газеты не оставляли попыток все-таки найти его родственников. И решили все начать с самого начала. Кстати, это самый верный путь, если вы зашли в тупик.

Добрый совет всем, кто захочет что-то узнать о своих предках, - обращайтесь в областной государственный архив. Здесь хранятся метрические книги, в которых есть сведения о дедах и прадедах, родившихся, венчавшихся и умерших еще в дореволюционные годы. Нам очень помогла сотрудница госархива Елена Александровна Жуковина. Узнав о цели наших поисков, она присоединилась к ним и вскоре выслала на адрес редакции справку, где говорилось, что в метрической книге Покровской церкви с. Среднее (Гагарино) Усманского уезда Тамбовской губернии (ныне Добринского района Липецкой области) за 1915 г. в актовой записи о рождении № 16 есть запись:

«Илья – родился 20 (крещен 21) апреля (по старому стилю) 1915 г.

Отец – деревни Наливкиной крестьянин Илья Никитин Наливкин, мать – Параскева Михайловна Наливкина. Оба православного вероисповедания».

Дальше нужно было следовать по уже проторенному пути – искать следы Наливкиных в старых похозяйственных книгах, сохранившихся в районном архиве и Добринском сельском поселении.

Сразу скажу, что найти записи о семье Ильи Никитича Наливкина нам так и не удалось. Но зато мы натолкнулись на другую зацепку. В 40-е годы на улице Садовой (так, кстати, раньше называлась и нынешняя улица Октябрьская) проживал с женой и детьми некто Владимир Ильич Наливкин, 1912 года рождения. Он вполне мог быть старшим братом Ильи. Звоним в областной архив с просьбой проверить их родство. Буквально в тот же день Елена Жуковина подтвердила: да, это родные братья.

Узнаем, что в 1943 году Владимир Ильич вернулся с фронта домой инвалидом третьей группы и вскоре умер. А дочь Антонина и сын Юрий в конце 50-х выехали в Днепропетровск. Снова незадача. Как отыскать людей, покинувших малую родину более 60-ти лет назад?

Дальнейшее развитие событий определяет удачное совпадение случайностей. Подключившийся к поиску журналист и краевед, коренной житель с. Чуевка Валерий Волокитин, опрашивая односельчан, неожиданно узнал, что один из них, Виктор Абакумов, долгое время поддерживал связь с другом детства Юрием Наливкиным, который проживал в Казани. И даже дал его адрес.

Передаем полученную информацию в Санкт-Петербург. Питерские поисковики связываются с коллегами из Казани. За дело берется Ринат Закуанов. Ему удается через друзей выйти на Галину Ничик – родную дочь Юрия Владимировича Наливкина и внучатую племянницу найденного бойца. К сожалению, ее отец умер несколько лет назад, Но она припомнила, что на Сахалине могут жить ближайшие родственники Ильи Ильича, и взялась найти их через социальные сети. Удивительное дело, но Галине это удалось!

Невозможно передать словами, с каким нетерпением мы ждали подтверждения родственных связей сахалинских и добринских Наливкиных.

«Добрый вечер! Это Галина Наливкина с Сахалина!  Я – сноха Вячеслава Ильича Наливкина, сына Ильи Ильича…» - это сообщение в социальных сетях доставило огромную радость всем, кто был причастен к поиску павшего бойца. Благодаря усилиям многих людей, вкладу каждого из них в общее дело удалось главное – вернуть родственникам их героя.

А уже на следующий день к нам в Добринку позвонил сам Вячеслав Ильич Наливкин. С его слов мы узнали историю их семьи.

Вячеслав Ильич родился в 1939 году в с. Чуевка. Помимо него, в семье было еще трое сыновей. Перед самой войной семья переехала в Сталинград. Летом 41-го Илью Ильича призвали  армию. А уже в октябре пришла похоронка, где говорилось, что он сложил свою голову где-то под Ленинградом.

События на фронте тем временем развивались быстротечно. И вот уже немцы бомбят Сталинград. В один из таких обстрелов на глазах братьев погиб младший из них Юра, который играл в это время в песочнице. Мать, спасая своих детей, решила вернуться на родину в Добринку. Но здесь она похоронила еще одного сына…

- Когда закончилась война, - рассказывает Вячеслав Ильич, - мама вместе со мной и братом Борисом, ныне уже покойным, уезжает к родственникам в Днепропетровск. Кстати, во время этого переезда где-то затерялась полученная на отца похоронка, которую мама бережно хранила, как память. И она сделала еще один запрос в Добринский военкомат. Оттуда прислали повторное подтверждение о гибели отца.

Мы много лет прожили на Украине. Но после чернобыльской трагедии я со своей семьей переехал на Сахалин. Мама осталась в Днепропетровске. Умерла она в возрасте 82-х лет. Из-за происходящих там сегодня событий я не имею возможности даже поехать на могилку к маме. Украина нас не принимает. Вы не представляете, как я счастлив, что нашелся мой отец! Ведь мы с мамой все эти годы не оставляли надежды что-то узнать о нем. Если кто-то из знакомых ехал в Ленинград, просили: «Посмотри там, вдруг что-то узнаешь о папе». А вот самому до сих пор так и не довелось побывать в этом замечательном городе. Но судьба подарила мне такое утешение на склоне лет. Я очень благодарен всем, кто оказался неравнодушным к нашей семье. Вы не представляете, как много это для нас значит.

Вячеслав Ильич, не колеблясь ни минуты, принял решение лететь в Петербург за останками своего отца, чтобы перезахоронить их у себя на Сахалине.

- Здесь уже много лет мой дом, - поясняет В.И. Наливкин. – Здесь живут мои дети и внуки, которые, я надеюсь, уже после меня будут ухаживать за могилкой родного нам человека…

* * *

Торжественное перезахоронение найденных поисковиками «Ингрии» безымянных бойцов состоялось 6 мая, в преддверии Дня Победы на мемориале «Синявинские высоты». В этот же день были переданы родным останки Ильи Ильича Наливкина.

О. ФРОЛОВА.

Фото из домашнего архива Галины Ничик (г. Казань) и Вячеслава Наливкина (о. Сахалин).

РЕКЛАМА ЯНДЕКС 2023

Последние комментарии