Разное
Из опыта работы В настоящее время ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход, направленный на формирование самостоятельной мыслительной деятельности учащихся. Одним из методов, который я использую в данном направлении, является проектно-исследовательская деятельность.
Наблюдая за детьми, порой замечаешь, что один без остановки пишет на доске мелом и тут же стирает написанное мокрой губкой, наблюдая за тем, как доска высыхает. Другой качается на стуле, а на замечание отвечает: «Хочу узнать, упаду или нет». Третий, не отрывая глаз, следит за поведением кошки в окне, которая забралась высоко на дерево. Примеров таких наблюдений можно привести немало, а ведь это не что иное, как обычное проявление исследовательского поведения ребенка.
Учитывая, что младшие школьники – исследователи по своей природе, я сочла необходимым развивать в них навыки самостоятельной творческой работы. Этому способствует и УМК «Планета знаний», по которому мы занимаемся.
Одна из исследовательских работ, которую мы провели с ребятами, называлась «Зеленый лук – здоровью друг». Ученики принесли луковицы, посаженные в баночку с почвой, и разместили их в классе на подоконнике. С интересом дети ухаживали за ними и наблюдали, как появились первые корешки, зелень, сравнивали полученные результаты с другими. Пока лук рос, дети, работая в группах, собирали информацию о разновидностях лука, его использовании в кулинарии, в народной медицине, литературе. Помимо этого, ребята выполнили рисунки, рефераты и поделки по данной теме, организовали выставку в классе. Итогом исследования была «защита» своих работ перед классом, а выращенный лук стал витаминной добавкой к любимым блюдам.
Мне как учителю отрадно видеть то, что дети с удовольствием вступают в творческий процесс, нет равнодушных или пассивных, а родители – активные помощники.
Нами были проведены и другие проектно-исследовательские работы: «Наши пернатые друзья», «Ученые и их изобретения», «Первый алфавит», «Удивительное рядом» и др. сейчас мы работаем над проектом «Устное народное творчество».
Таким образом, хочется отметить, что проектно-исследовательская деятельность – это очень важная работа, при которой у ребенка развиваются практически все виды универсальных учебных действий: и коммуникативные, где ребенок учится строить монологическое высказывание и владеть диалогической формой речи; и познавательные, где формируется умение самостоятельно работать с разными источниками информации, развитие мышления и т.д.; и регулятивные, когда дети учатся видеть проблему и намечают пути ее решения; и личностные, где у детей формируется самооценка: возникает чувство радости от сделанных «открытий», гордости за себя, что он где-то подал ценную идею, рождается уверенность в себе, появляется мотивация к обучению.
На практике убеждаюсь, что подобная работа создает условия эффективного усвоения знаний, а также является одним из важнейших средств развития личности ребенка.
Е. КОРОБОВА,
учитель начальных классов МБОУ лицея № 1 п. Добринка.