Разное
Таким был наш земляк, генерал-майор Н.К. МасленниковКто бы в селе Александровка мог подумать, что сынишка крестьянина-бедняка Кузьмы Масленникова, едва-едва одолевший азы грамотности и с малых лет батрачивший на лавочника Щербакова и помещика Свиридова, со временем станет генералом.
О таких людях говорят: солдатская косточка, то есть настоящий солдат.
Так уж получилось, что судьба навсегда связала Николая со службой Отечеству. В 1916 году был призван в царскую армию. В октябре 17-го вступил в Красную Гвардию. И так до окончания Гражданской войны. Отмечен орденом Красного Знамени, грамотой «Красноармейское спасибо», ручными часами с надписью «Стойкому защитнику пролетарской революции», другими наградами.
А впереди была Великая Отечественная война.
Рассказ об участии в ней нашего земляка основан на его докладной записке начальнику Главного управления кадров Советской Армии, фронтовых дневниковых записях, других документах, ранее не появлявшихся в печати.
С первых дней войны Масленников – в числе активных защитников Москвы. Командовал отдельным подвижным стрелковым батальоном, отдельным пулеметно-минометным батальоном в составе танковых войск, затем 35-й отдельной стрелковой бригадой 20-й армии.
За время войны Николая Кузьмича не раз бросали в самые горячие точки, в различные войска, на разные должности. Такова уж солдатская доля.
В переломном в военном отношении 1943 году он – командир 308-й стрелковой дивизии 3-й армии. Дивизии привелось участвовать в освобождении городов, сел и деревень Белоруссии.
Вот как описывает один из боевых эпизодов сам Масленников: «В районе станции Ольсуфская у немцев был аэродром. В ночь с 20 на 21 сентября наши части внезапными для врага действиями захватили его и «на плечах противника» сходу форсировали реку Десну. Затем перерезали шоссейные магистрали на Брянск, Рославль, Гомель, захватили много пленных, большое количество самолетов и железнодорожные составы с запасными частями к самолетам, много боеприпасов».
За эту операцию его наградили орденом Суворова 2-й степени, а возглавляемую им 308-ю Краснознаменную дивизию преобразовали в 120-ю Гвардейскую дивизию.
Через несколько дней ему был доставлен пакет следующего содержания: «Президиум Верховного Совета СССР, 30 сентября 1943 г., Москва, Кремль. Генерал-майору Масленникову Николаю Кузьмичу.
Не имея возможности лично вручить Вам орден Суворова второй степени, которым Вы Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены, посылаю Вам его с настоящим письмом. Поздравляю Вас с заслуженной высокой наградой и шлю пожелание дальнейших успехов в Вашей боевой деятельности и личной жизни.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР – М. Калинин».
Упоминание о личной жизни было совсем не лишним. Постоянно находясь на передовой, Николай Кузьмич долго не виделся с семьей, тосковал по жене, маленькой дочурке. На фронте Масленников вел дневник, хотя в действующих частях это строжайше запрещалось из-за необходимости соблюдать военную тайну. Улучив свободную минуту, мысленно обращаясь к своим близким, он делал короткие, всего по несколько строк записи.
Приведу одну из таких записей, посвященную жене: «4 октября 1943 г., 5 час. 25 мин. Вот сижу и думаю, где же ты сейчас, моя Варюша? Сколько раз в минуты смертельной опасности обращался к ней сердцем своим, к той, кого любишь. В этой любви искал поддержку своим иссякающим силам. Мысль о любимом человеке укрепляла меня, утраивала мои силы и упорство в бою».
И снова вперед, в наступление.
«Многие мои знакомые и друзья в тылу узнали из газет, что я командовал 120-й Гвардейской дивизией, - писал Н.К. Масленников. – Мне стало поступать много писем. В одном из конвертов из родного Воронежа была вложена газета, где был напечатан список расстрелянных немцами граждан города. Они были обнаружены при раскопке песчаного лога. А в Гвардейском полку подполковника Кушнарева было много солдат и офицеров из Воронежской области. Я им и зачитал фамилии расстрелянных. Через несколько минут газета обошла множество рук и стала от прикосновений неузнаваема. Неузнаваем стал и полк: поднялись вверх винтовки, автоматы, гранаты. Гвардейцы посыпали проклятия в адрес фашистов и потребовали немедленно вести их в бой, чтобы отомстить за земляков.
Я дал согласие, но предупредил: наступление будет без артподготовки, придется форсировать реку Сож и выбить немцев с занимаемых ими позиций.
Полк скрытно форсировал реку, бойцы внезапно ворвались во вражеские окопы».
В этой операции немецкое соединение понесло большие потери, много немцев было взято в плен, еще больше прямо в окопах побито штыками, прикладами. Развивая наступление, части дивизии сходу освободили город Пропойск (ныне Славгород).
Вот так воронежская газета «Коммуна» помогла, по словам Масленникова, выполнить боевую задачу.
Были и другие успешные операции, требовавшие мастерства, находчивости, смелости. Одна из запомнившихся – освобождение польского города Августов в октябре 1944 года. Город расположен в таком месте, что природа делала его неприступным. Он окружен озерами, каналами, густым лесом. Августов обороняли кавалерийский корпус, танковая бригада из 50 танков и самоходных орудий, пехотный полк. Силы немалые! К тому же противник открыл шлюзы, и потоки воды хлынули из озер в каналы.
Правильно оценив обстановку, Масленников умело расставил личный состав полков, дав командирам четкие установки. Наши артиллеристы метко били по врагу. Несмотря на яростное сопротивление, многочисленные завалы, ловушки, мины и водные преграды, город уже к утру следующего дня был взят.
Немцы предпринимали многочисленные контратаки, двинули в бой танки всех систем, солдат разных возрастов, но наши артиллеристы стреляли метко, и врагу приходилось отступать на исходные рубежи с большими потерями в технике и живой силе.
В ходе этих сражений Н.К. Масленников был ранен.
После излечения – снова на передовую. Весной 1945 года Николай Кузьмич участвовал во взятии фашистского города-крепости Кенигсберга. Его сводный отряд в составе 44-й мото-танковой бригады и двух пехотных полков в ночь с 7 на 8 апреля захватил один из важнейших оборонительных объектов – форт № 1.
В январе 1946 года генерал-майор Н.К. Масленников был уволен в запас. Его фронтовой путь отмечен многими боевыми наградами.
Вот таким он был, наш славный земляк!
В. ВОЛОКИТИН.
На снимке: Н.К. Масленников на фронте в начальный период войны.