Разное
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон №170-ФЗ от 1 июля 2011 года « О техническом осмотре транспортных средств, о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который сразу же вызвал много вопросов не только у участников дорожного движения, но и у тех, кто его осуществляет. За комментариями мы обратились к начальнику ОГИБДД ОМВД по Добринскому району С.А. КРУТСКИХ.
- Сергей Анатольевич, какие структуры теперь имеют право проводить технический осмотр транспортных средств?- С 1 января 2012 года функция по проведению ТО перешла от ГИБДД к коммерческим организациям. Кроме того, в течение переходного периода (2 года) он будет проводиться на 95 станциях, принадлежащих Госавтоинспекции и расположенных на площадках в органах внутренних дел. Операторы технического осмотра в соответствии с правилами ТО, утвержденными постановлением Правительства, должны быть аккредитованы Российским союзом автостраховщиков.
Технический осмотр проводится оператором в соответствии с областью аккредитации: легковые или грузовые автомобили, пассажирский транспорт, специальные транспортные средства на основе договора о проведении ТО за плату с периодичностью, установленной вышеназванным федеральным законом. Федеральная служба по тарифам определила формулу, по которой рассчитывается плата за проведение техосмотра, а субъекты РФ устанавливают предельный размер, в соответствии с которым будет осуществляться оплата проведения технического осмотра.
- Какие документы по новому закону теперь должен предоставить автовладелец страховщику при заключении договора ОСАГО и при прохождении техосмотра? - По новым правилам теперь талон техосмотра стал обязательным документом, который необходимо предоставить при заключении договора ОСАГО.
Согласно нововведениям, при оформлении полиса страхователю необходимо предъявить страховщику талон ТО, срок действия которого истекает не менее чем за 6 месяцев до окончания действия полиса. Предполагается, что в течение переходного периода удастся синхронизировать дату прохождения ТО и заключения договора ОСАГО.
Для талонов, срок действия которых истек в 2011 году, сейчас действует мораторий на техосмотр, а действие таких талонов автоматически продлевается до окончания действия полиса ОСАГО в 2012 году.
В случае утраты талона дубликаты талонов ГТО, выданных ранее органами ГИБДД, можно получить только в подразделениях Госавтоинспекции, так как операторы не обладают информацией о техосмотре, проведенном до 1 января 2012 года. В случае утраты талонов, выданных операторами, их дубликаты можно получить у любого из операторов техосмотра.
Сокращен и перечень документов, необходимых для прохождения техосмотра. Согласно закону, теперь автовладельцу необходимо иметь с собой гражданский паспорт и паспорт транспортного средства или свидетельство о его регистрации.
- Будет ли считаться нарушением административного законодательства отсутствие у владельца при себе талона техосмотра? - Нет. Сотрудники ГИБДД теперь не проверяют у водителей наличие талонов государственного технического осмотра. Это связано с вступлением в силу нового закона о техническом осмотре транспортных средств и изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В частности, из статьи 12.3 Кодекса исключена норма, по которой до 31 декабря 2011 года водители привлекались к ответственности за отсутствие при себе талона о прохождении государственного технического осмотра. Таким образом, несмотря на то что в Правила дорожного движения необходимые поправки пока еще не внесены, никаких правовых последствий для водителя, в автомобиле которого отсутствует талон ГТО, не наступает. Теперь сотрудникам ДПС достаточно проверять только наличие полиса ОСАГО, который автоматически означает, что транспортное средство не только застраховано, но и технически исправно.
- Повлиял ли новый закон на периодичность прохождения ТО? - Период прохождения технического осмотра с 2012 года немного изменился. В соответствии со статьей 15 ФЗ №170 не требуется проведения технического осмотра в первые три года с момента выпуска для легковых и грузовых автомобилей разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны, прицепов и полуприцепов до 3,5 тонны и мототранспортных средств. Эта же категория ТС, но с момента выпуска которых прошло от 3 до 7 лет, проходит техосмотр один раз в два года, а старше 7 лет – каждый год. Вне зависимости от года выпуска ежегодно проходят технический осмотр автомобили разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны, а также транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством средствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, и транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортным средством. И, наконец, два раза в год техосмотр проходят легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки пассажиров, вместимостью более 8 мест и специализированные транспортные средства для перевозки опасных грузов.
По итогам проведения технического осмотра выдается талон технического осмотра, либо в определенных случаях – международный сертификат технического осмотра.
Учет сведений о результатах проведения техосмотра осуществляется с помощью единой автоматизированной информационной системы, которая начала действовать с 1 января. Доступ к ней имеют соответствующие уполномоченные организации, которые имеют право либо вносить в нее данные, либо пользоваться данными этой системы.
- Для кого ответственность за непрохождение ТО сохранена?- Административная ответственность за управление автотранспортным средством, не прошедшим ТО, с 1 января 2012 года сохранена только для водителей легковых такси, автобусов или грузовых автомобилей, предназначенных и оборудованных для перевозок людей, с числом мест для сидения более восьми (кроме места для водителя), а также специализированных транспортных средств, предназначенных и оборудованных для перевозок опасных грузов.
- Что нового появилось при регистрации транспортного средства в ГИБДД?- При осуществлении регистрационных действий основным условием является заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности (покупка полиса ОСАГО). Без него регистрационных действий не проводится. Поэтому, если приобретенный автомобиль младше трех лет, то владелец должен прийти в Госавтоинспекцию с полисом ОСАГО, приобретенным в страховой компании, без прохождения технического осмотра, то есть предъявления талона для этих машин не требуется. Если транспортное средство приходит со вторичного рынка и регистрируется повторно, все зависит от его возраста. Если до трех лет, то, соответственно, никакого техосмотра не требуется и полис ОСАГО оформляется без технического осмотра. Что касается тех машин, которые уже имеют технический талон и у них меняется владелец, то, если бывший владелец имел технический талон уже нового образца, в котором указан VIN, он просто передается новому владельцу и тот им пользуется до окончания срока его действия. Если у бывшего владельца был талон технического осмотра старого образца, в котором указывался государственный регистрационный знак, то при осуществлении регистрационного действия он будет заменен на талон технического осмотра нового образца уже с указанием VIN и с указанием того срока действия, на который был выдан предыдущий талон.
Беседовал Р. ПАНОВ.