МЫ
В СОЦСЕТЯХ |            

Разное

На велосипед Александр Арсентьевич Дулин сел «как только ходить научился». В дошкольном возрасте то есть. Сейчас ему 73. А за плечами – долгая и славная спортивная карьера, связанная с этим двухколесным транспортным средством.
МЕЖДУ ТЕЛЯТАМИ И ЖЕЛЕЗНЫМ КОНЕМ

Сперва, конечно, приходилось ездить, что называется, «под рамкой». Полустоя-полубоком. Издержки роста. Не находили стопы мальчишки контакта с педалями большого отцовского велосипеда. А этой техники в ту пору на всю округу было раз-два и обчелся.
Вырос будущий спортсмен в Березнеговатке. Окончил местную семилетку. Старшие классы заканчивал в Талицкой школе. Ну а добирался туда и обратно, естественно, на велосипеде. Это, если напрямую, 15 километров в одну сторону. Зимой приходилось на лыжах. И как тут не прикипеть душой к спорту?
Когда окончил школу, был направлен по комсомольской путевке в колхоз им. Ленина телятником. На откорм дали 25 телят. Уже на следующий год выиграл по привесу соцсоревнование у коллеги из Петровского. Но победа эта в то время была для Александра Арсентьевича не главной. В 1957-ом году он стал победителем в первенстве района по велосипедному спорту. В 58-ом – в весенней гонке на 30 километров. А сколько побед было впереди, не сосчитать.
- Гонялись на обычных велосипедах, - вспоминает Дулин. - Ни о каких спортивных даже не знали. Только руль наклоняли вниз. И вперед.
ГОНЕЦ ОТ АРМИИ НЕ УБЕЖАЛ
Быстрого, как ветер, деревенского парнишку приметил известный липецкий тренер, основатель и первый председатель спортклуба «Пламя» Юрий Николаевич Житенев, который взял его к себе в группу. Поселили в общежитие в областном центре, поставили на трехразовое питание. Режим. Систематические тренировки. Первый настоящий спортивный велосипед.
- Я тогда самый счастливый человек был! – рассказывает Александр Арсентьевич. – В колхозе денег отродясь ни у кого не водилось. Порой едва ли не голодать приходилось. А здесь я жил, как у Христа за пазухой.
В 1960 году Александр Арсентьевич получает звание мастера спорта СССР по велосипедному спорту, становится призером первенства ВЦСПС. В следующие два года Дулин добивается высоких результатов на первенствах РСФСР.
И, как бы быстро спортсмен ни гонялся, от военного долга ему убежать все же не удалось. В 1963 году призвали и его. Отправили в Москву. Там – три месяца КМБ, где он был зачислен в команду ЦСКА и отправлен в спортроту в Туркестанский военный округ.
- Раньше ведь у людей психология какая была, - повествует Александр Арсентьевич. – Если спортсмен, значит, лодырь, тунеядец. Поэтому, когда приезжал в отпуск в деревню, на вопрос: «Где служишь?» - отвечал: «В велоракетных войсках».
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ПРОШЛИ СТОРОНОЙ
В это время Дулин выходит на пик своей спортивной карьеры. В 1964 году его зачисляют в сборную Советского Союза, выступая за которую от ЦСКА, он отбирался даже на Олимпийские игры в Токио. Однако выступить на них ему было так и не суждено.
- Вспоминаю, как слезы на глазах первые пять лет выступали, - делится своими переживаниями Дулин. – Нас было 12 «сборников». Каждый – кандидат. И все равны. А нужно было всего шесть человек. Отбор происходил следующим образом. Все кандидаты брали лист и писали на нем 6 фамилий (собственная, разумеется, всегда была первой). Кто набирал больше голосов, тот и проходил. Тренеры не вмешивались. И вот после голосования я прохожу в олимпийскую сборную под первым номером! Но… за два дня до вылета на бедре воспалился фурункул. Так в последний момент я был заменен другим спортсменом.
«ГОРНЫЙ КОРОЛЬ» И «КАПИТАЛИСТ»
Выступая за сборную, Дулин выделяет для себя памятное выступление в многодневной гонке «Тур Югославии 1966-го года» – третьей по сложности после «Тур де Франс» и «Джиро д’Италия». Она состояла из 16 этапов общей протяженностью 2600 километров. Большая часть трассы проходила в горах, вдоль Адриатики. Перевал за перевалом давались спортсменам крайне сложно. Один Дулин порхал в горах, как бабочка. Из 16 этапов 10 раз попадал в тройку, а в одном даже стал первым. В итоге – бронзовая медаль и неформальное в спортивной среде звание «горного короля».
- Вечером, после очередного этапа, все спортсмены, участвовавшие в гонке, шли ужинать в местный ресторан, - рассказывает Александр Арсентьевич. – Там уже были накрыты столы. На столах - флаги, по которым мы и ориентировались. Спустя 5 минут после начала трапезы в зал заходили 2-3 человека – международные судьи, постукивали по графину, чтобы на них обратили внимание. Затем называли команду, фамилию и отдавали призеру заслуженный выигрыш – конверт. В нем, понятное дело, деньги. Склонные к разговору добродушные французы и итальянцы, видя, как я регулярно получаю конверты, даже стали называть меня в шутку капиталистом.
Впрочем, конверт тут же забирал и кидал в свой дипломат руководитель команды.
Было, однако, положение, по которому спортсмену были положены 30% от выигрыша, «но не более 300 долларов». Вот именно это «но» и не дало разбогатеть многим советским спортсменам того времени. Какие тут 300 долларов, когда выигрыши измерялись сотнями тысяч.
В ГОРОДЕ ХЛЕБНОМ…
В Ташкенте Дулин отслужил 5 лет. За большие успехи в спорте Туркестанский военный округ наградил его трехкомнатной квартирой. Узбеки дорожили им и буквально носили на руках. Уезжать отсюда не было никакого смысла.
В 1974 году Александр Арсентьевич закончил активную спортивную карьеру и занялся тренерской работой с молодежью. Начинать приходилось с нуля. Проехал по школам, посмотрел семиклассников, набрал группу и стал работать. Результаты не заставили себя ждать. Его воспитанников стали ценить и уважать. В 1979 году его подопечный В. Макаркин победил на молодежном чемпионате мира в Вашингтоне, С. Воронин выиграл на Универсиаде в Ванкувере, а братья Владимир и Михаил Абрамовы становились призерами на юниорском чемпионате мира и в первенстве СССР.
Сам Александр Арсентьевич с 1980-го до распада Союза являлся вторым тренером молодежной сборной СССР по велоспорту (главным тренером тогда был Г.А. Горунов). Фигурой в Узбекистане Дулин тогда был известной и узнаваемой.
- На дорогах в аулах и кишлаках пацаны писали фамилию «Дулин». А взрослые и дети звали меня Сашкавой. На их манер - Александр значит. И вот что за парадокс. Раньше я часто, когда ехал с работы домой, заезжал на местный рынок. Купить хризантем. Со всех сторон неслось: «Брат, брат! Купи у меня! Самые свежие!». Я отвечал, что есть у меня здесь «сестренка», я у нее всегда беру. И вот наступил 1991 год. Политическая обстановка в стране накалилась. Только сумерки – Ташкент непривычно пустой. Все двери закрыты на замки. Никто уже не называет братом. А затем начались звонки, угрозы от местного населения. Жить там становилось все опаснее и сложнее. И, сколько ни уверяли меня в госкомспорте Узбекской Республики, что «все тебя уважают и никто тебя не тронет», я понимал: у толпы мысли другие.
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ
- Приватизированную к тому моменту квартиру я продал и уже 25 декабря 91-го прибыл в Липецк, - рассказывает Александр Арсентьевич. – Спустя два дня меня назначили директором спортшколы. Помог шеф – мой первый тренер Юрий Николаевич Житенев. Он же выделил мне двухкомнатную квартиру.
В 1992 году липецкая молодежная команда, тренируемая А.А. Дулиным, в многодневной гонке по Липецкой области первенства России приехала второй, проиграв Куйбышеву. А уже через месяц липчане Куйбышев все-таки обогнали, но, увы, уступили Омску, снова став вторыми. В том же году четырех липецких гонцов-воспитанников Дулина взяли в молодежную сборную команду России.
- А в 93-ем спорт сняли с дотаций. За своих мальчишек я все же похлопотал. Кого-то устроил в спортшколу Нижнего Новгорода, кого-то в ЦСКА…
Сам же стал коммерческим директором в магазине промышленных и продовольственных товаров, где и проработал до самой пенсии.
А в 2008 решил вернуться в родительский дом в Березнеговатке. Пришлось, конечно, капитально его отремонтировать. И здесь, по словам собеседника, ему намного уютнее, тише и лучше, нежели в городе.
…И ПРОСТО НАЖИМАЕШЬ НА ПЕДАЛЬ

В свои годы Александр Арсентьевич и сегодня преодолевает на велосипеде значительные расстояния. Летом ездит из Березнеговатки в Талицкий Чамлык, Добринку, Среднюю Матренку…
Современный ультралегкий спортивный карбоновый велосипед, на котором он и совершает эти неблизкие поездки, ему презентовали на юношеском чемпионате мира, проходившем в 2009 году в Москве, где он был почетным гостем.
На мой вопрос, какую скорость он сегодня способен на нем развить, отвечает уклончиво:
- Мне такой же вопрос в свое время задал брат. Я ответил, за сколько 100 километров проезжаю. А он вспылил: «Чтобы больше никогда от тебя такого не слышал. В нашем дулинском роде никогда еще не было болтунов». Сам он водителем работал, поэтому ответ мой ущемил его самолюбие. С тех пор стараюсь об этом не распространяться и не хвастать.
Ну а зимой и ранней весной Александру Арсентьевичу чаще приходится вздыхать и ругаться на состояние сельских дорог то занесенных снегом, то разбитых весенней распутицей. Здесь тебе не то что на велосипеде - на автомобиле не проедешь.
С. ГОРБАЧЕВ.
На снимках: Александр Арсентьевич с папкой грамот, свидетельствующих о былых достижениях, – и это далеко не все; этот снимок был опубликован в одном из номеров журнала «Советский воин» за 1967 год; считать медали, значки и иные награды Дулина – бесполезное занятие: очень уж их много; Дулин (второй слева) в составе сборной команды Узбекистана 1965-го года.
Фото автора и из архива героя публикации.

РЕКЛАМА ЯНДЕКС 2023

Последние комментарии